экспертиза дорожных условий

Экспертиза дорожных условий представляет собой один из видов автотехнических исследований. Часто причиной дорожно-транспортных происшествий становится не поведение водителей, а неудовлетворительное состояние дорожного покрытия или неправильная организация дорожного движения на конкретном участке. Аварии могут возникнуть из-за различных повреждений покрытия, отсутствия или неправильного нанесения разметки, а также неисправных светофоров, что может привести к серьезным последствиям, превосходящим те, которые вызваны нарушением правил дорожного движения. Основной задачей экспертизы дорожных условий является оценка состояния участка дороги, где произошла авария, с акцентом на правильность организации движения.

Примеры неправильной организации дорожного движения могут включать:
  • Неправильное размещение дорожных знаков. К примеру, отсутствие знака, указывающего на главную дорогу на перекрестке, может поставить водителей на второстепенной дороге в опасное положение. Также знаки, скрытые от обзора деревьями, столбами или другими объектами, а также отсутствие светоотражающих элементов и хорошего освещения могут осложнить восприятие информации водителем.
  • Неисправные светофоры, за состоянием которых должны следить дорожные службы, немедленно устраняя выявленные неисправности.
  • Отсутствие или некорректная дорожная разметка. Наличие четкой разметки на дороге критически важно; ее отсутствие может привести, например, к выезду на встречную полосу, что создает аварийную ситуацию. Также слабая разметка или несоответствующие её параметры могут затруднить водителям восприятие дорожной ситуации.
  • Плохое состояние дорожного покрытия с ямами, трещинами и другими препятствиями может снижать контроль водителя над своим автомобилем.
  • Недостаток защитных ограждений и неправильно оформленная обочина также могут представлять опасность.

Экспертиза дорожных условий может быть запрошена как физическими, так и юридическими лицами, а также по инициативе судебных или следственных органов. Перед тем как начать исследование, заказчик подписывает договор с экспертным центром, который определяет цели исследования, список вопросов к эксперту и условия, включая стоимость и сроки выполнения. После подписания контракта эксперт начинает работу, применяя доступные методы.

Среди методов, используемых при проведении экспертизы, можно выделить:
  • Анализ документов, таких как справки о происшествиях, полученные от ГИБДД, и свидетельские показания участников ДТП.
  • Оценку свидетельских показаний на предмет их достоверности с учетом изменений, произошедших на участке дороги после инцидента.
  • Анализ фото- и видеоматериалов, отображающих аварию и представленных дорожными службами или свидетелями.
  • Осмотр участка дороги, где произошло ДТП.
  • При необходимости, проведение дополнительных мероприятий, таких как повторные допросы свидетелей, потерпевших и представителей дорожных служб.

Нормативно-правовые основы для проведения экспертизы дорожных условий

Экспертное заключение, подготовленное специалистом в ходе экспертизы дорожных условий, должно соответствовать Федеральным стандартам отчетности (ФСО-1, ФСО-2, ФСО-3). Эксперт обязан включить в заключение все необходимые разделы, предусмотренные этими нормативными актами.

В процессе проведения экспертных действий и составления заключения эксперт должен придерживаться требований Федерального закона № 73-ФЗ, который регламентирует порядок проведения экспертиз в России.

Также следует учитывать, что статья 307 Уголовного кодекса Российской Федерации устанавливает ответственность для специалиста, проводящего экспертизу дорожных условий, за намеренное предоставление ложного экспертного заключения, а также за дачу заведомо ложных показаний в суде.

Вопросы эксперту

  • Соответствует ли дорожная разметка на этом участке всем установленным нормативам?
  • Какая видимость разметки на этой автомобильной дороге?
  • Может ли разметка, нанесенная на асфальт, вызвать неопределенность в интерпретации со стороны водителей?
  • Есть ли на данном участке дороги все необходимые знаки для регулирования движения? Судя по свидетельским показаниям (фотографиям и видеозаписям), были ли установлены все требуемые дорожные знаки на момент аварии?
  • Каково состояние дорожного покрытия на указанном участке? Обнаружены ли там серьезные дефекты?
  • Были ли эти дефекты замечены на момент дорожно-транспортного происшествия?
  • Существуют ли на этом участке необходимые элементы дорожного ограждения?
  • Правильно ли оформлена обочина дороги? Согласованы ли сигналы светофоров на данном участке?
  • Были ли сигналы светофоров согласованы в момент аварии? Какие документы подтверждают это?
  • Поступали ли в дорожные службы сообщения о неисправной работе светофоров на этом участке до происшествия?
  • Обеспечена ли хорошая видимость дорожных знаков на этом участке?
  • Не мешают ли ей какие-либо посторонние предметы?
  • Есть ли электрическое освещение на данном участке?
  • Оснащены ли дорожные знаки в неосвещенной зоне светоотражающими элементами?

Важно! Приведённый список вопросов не исчерпывающий. Перед проведением экспертизы рекомендуется проконсультироваться с экспертом в случае возникновения дополнительных вопросов.

Основание для проведения экспертизы

Экспертиза проводится на основании:
  • договора с юридическим или физическим лицом;
  • судебного определения или постановления;
  • постановления дознавателя или следователя;
  • постановления налогового инспектора;
  • постановления нотариуса;
  • постановления дознавателя таможни;
  • в рамках государственных закупок.

Типы экспертиз

  1. Единоличная — проводится одним экспертом.
  2. Комиссионная — проводится группой экспертов одной специальности. Назначается при сложных случаях и повторном исследовании.
  3. Комплексная — проводится с привлечением экспертов разных специальностей, для установления наиболее точных причин произошедшего.

Основные требования к эксперту

Чтобы гарантировать объективность исследования, эксперт обязан сохранять независимость от сторон, вовлечённых в спор. Если в ходе судебного процесса выявится предвзятость или необъективность эксперта, его участие будет прекращено, а заключение признано недопустимым доказательством по делу, затем будет назначена новая экспертиза.

Эксперт должен обладать высшим образованием в соответствующей области или пройти дополнительную подготовку по экспертной специальности.

Консультация эксперта

На предварительной консультации эксперт уточняет главную цель экспертизы, объясняет возможные выводы и используемые методики экспертизы, а также определяет в договоре объект экспертизы.

Все экспертизы проводятся с учетом принципов всесторонности, объективности и полноты исследований. Эксперты могут выявить недостатки в заключениях, подготовленных другими организациями, и составить критическую рецензию, выделяя методические и процессуальные ошибки в ходе выполнения экспертизы.

Проведение рецензирования

Если суд принял решение на основе необъективной и сомнительной экспертизы, можно заказать рецензирование.

Наши эксперты помогут выявить методические или процессуальные ошибки, если есть сомнения в достоверности выводов, сделанных другой организацией. Результатом станет подготовленное заключение в форме рецензии.

Всякая экспертиза проводится в соответствии с критериями всесторонности исследования, с использованием современных технологий и участием квалифицированных экспертов.

Сколько делается рецензирование?

Обычно эксперт составляет рецензию в течение примерно 5 рабочих дней. Точные сроки мы назовём после изучения материалов.

СТОИМОСТЬ УСЛУГ

Внесудебное исследование
от 10 000 ₽
Судебная экспертиза
от 10 000 ₽
Предварительная консультация эксперта
от 5 000 ₽
Рецензирование экспертного заключения
от 20 000 ₽
Выезд эксперта в пределах г. Москвы
от 5 000 ₽
Выезд эксперта в пределах Московской области
от 10 000 ₽
Выезд эксперта в другие регионы России
от 15 000 ₽