лингвистические экспертизы

Лингвистическая экспертиза – это вид судебной экспертизы, целью которой является выявление обстоятельств (фактов) через анализ речевых материалов, таких как:
  • печатные и электронные статьи, журналы, книги;
  • реклама и брошюры;
  • текстовые документы, заявления и обращения;
  • устные сообщения и диалоги;
  • контент в Интернете (блоги, форумы);
  • документация и законодательные акты;
  • товарные знаки, веб-адреса и названия компаний;
  • и другие виды речевых продуктов.

Когда необходима лингвистическая экспертиза?

  • Для установления обстоятельств, связанных с унижением чести, достоинства и деловой репутации.
  • Для выявления обстоятельств, относящихся к экстремистской деятельности.
  • Для определения степени сходства товарных знаков, доменных имен, фирменных наименований и других объектов интеллектуальной собственности и авторских прав.
  • Для установления фактов, связанных с нарушением авторских прав (плагиат).
  • Для исследования аспектов функционирования рекламной продукции.
  • Для определения смыслового содержания текстов документов, нормативных актов, договоров и т.д.
  • Для выявления завуалированной информации в устных коммуникациях и письменных текстах.
  • Для выяснения обстоятельств, касающихся угроз или вымогательства.
  • В других случаях, требующих специализированных знаний лингвиста.

Какие материалы нужны для проведения лингвистической экспертизы?

Для проведения экспертизы требуется сам спорный текст или высказывание, а также информация о речевой ситуации (место, время, участники и обстоятельства, при которых были предъявлены текст или высказывание). Если объектом анализа является устное высказывание или выступление, эксперту необходимо предоставить аудиозапись разговора (если она имеется) или текст, зафиксированный на бумаге участниками или свидетелями.

В некоторых случаях для комплексного исследования может понадобиться привлечение специалистов из других областей (психологов, культурологов, политологов, историков и т.д.). В таких ситуациях проводится комплексная экспертиза.

Вопросы эксперту

При определении обстоятельств, касающихся унижения чести, достоинства и деловой репутации:

  • Содержит ли текст статьи «...» (указать название) негативные сведения о конкретном лице … (указать Ф.И.О.)?
  • Если имеется негативная информация, в какой форме она представлена: как утверждения о фактах, оценочные мнения, предположения или в виде вопросов?
  • Какова цель, которую преследует текст?
  • Ориентирован ли текст на дискредитацию?
  • Доступен ли текст для широкой аудитории?

При определении обстоятельств, связанных с экстремистской деятельностью:

  • Содержит ли текст (листовка, выступление и т.д.) негативную информацию о группах лиц, выделяемых по национальному, расовому или религиозному критериям?
  • Кто именно является объектом этой информации?
  • Содержит ли текст (листовку, выступление и т.д.) оскорбительные выражения по отношению к конкретной национальности, вероисповеданию или социальной группе?
  • Обращены ли такие выражения к конкретным лицам или к группе в целом?
  • Содержит ли текст (листовку, выступление и т.д.) утверждения, подразумевающие мнение о неполноценности граждан определенной национальности, вероисповедания или социальной группы по сравнению с другими?
  • Есть ли в тексте (листовке, выступлении и т.д.) утверждения о превосходстве одной национальности, конфессии или социальной группы над другой, считающейся неполноценной?
  • Содержат ли материалы (листовка, выступление и т.д.) призывы к враждебным или насильственным действиям против лиц определенной национальности, вероисповедания или социальной группы?
  • Существуют ли в тексте (листовка, выступление и т.д.) утверждения, которые возлагают ответственность за поступки отдельных лиц на целую нацию, вероисповедание или социальную группу?
  • Содержит ли текст (листовка, выступление и т.д.) информацию, выражающую враждебность к определенной нации, конфессии или социальной группе?
  • Присутствуют ли в тексте (листовка, выступление и т.д.) утверждения, объясняющие бедствия или проблемы одной социальной, этнической или религиозной группы действиями другой нации, народности или группы?
  • Содержит ли текст (листовка, выступление и т.д.) призывы к враждебным или насильственным действиям против государства или его представителей?
  • Есть ли в тексте (листовка, выступление и т.д.) негативные сведения о действиях представителя власти … в процессе выполнения им своих должностных обязанностей? Если такие сведения имеются, как они представлены: как фактические утверждения или в виде оценочных суждений?
  • Содержат ли материалы утверждения о действиях представителя власти …, которые угрожают безопасности государства и национальному достоинству, а также нарушают единство и целостность страны при исполнении служебных обязанностей?

Для определения степени сходства товарных знаков, доменных имен, фирменных наименований и других объектов интеллектуальной собственности:

  • Относится ли торговая марка (доменное имя, название компании, логотип) «…» к категории идентичных или настолько схожих с торговой маркой (доменным именем, названием компании, логотипом) «…», что может создать путаницу у потребителей?
  • Обладает ли название «…» индивидуализирующим свойством? Может ли оно отличать продукцию или услуги одного производителя от продукции или услуг другого?
  • Является ли слово «…» обыденным или оно уникальное и специфичное?
  • Является ли текстовый элемент «…» изобретательским? Носит ли текстовая часть «…» оригинальный характер?
  • Имеет ли знак «…» текстовую природу и является ли он автономной единицей языка?
  • Содержит ли словесный компонент знака «…» выражения, признанные стандартными наименованиями или терминами, используемыми в определенных отраслях или научных областях?
  • Включает ли словесная часть товарной марки прямое указание на характеристики товара или информацию о производителе?

При анализе обстоятельств, связанных с нарушением авторских прав (плагиатом):

  • Является ли творение «…» оригинальным и инновационным или представляет собой изменённую версию другого произведения?
  • Наблюдается ли полное или частичное сходство, идентичность или различие между произведениями «…» и «…»?
  • Отличаются ли литературная форма, фразеология, отдельные элементы произведения (например, название, имена персонажей и т.д.) оригинальностью?
  • Содержат ли тексты «…» и «…» схожие уникальные авторские выражения?
  • Создан ли текст «…» либо его части одним автором?
  • Обладает ли творение уникальными характеристиками, инновацией и творческим вкладом?
  • Является ли произведение составным? Отличается ли оно оригинальным выбором материала и его структурой?

При оценке обстоятельств, связанных с рекламной продукцией:

  • Какие особенности присущи рекламному тексту? Можно ли отнести данный текст к рекламным?
  • Содержит ли рекламное обращение элементы сравнения?
  • Имеется ли в рекламном обращении информация о товарах (услугах) конкурентов? Носит ли эта информация негативный оттенок?
  • Используются ли в рекламном обращении языковые приемы, которые искажают значение информации или придающие ей дополнительные смыслы?
  • Содействует ли реклама формированию отрицательного мнения о людях, которые не используют рекламируемые товары, или подвергает их критике?
  • Содержит ли текст призывы? На чем они основаны?
  • Соответствует ли структура текста стратегии дискредитации?
  • Каковы ключевые значения в рекламном обращении? Какие функции выполняют элементы, составляющие его?
  • Включает ли рекламное обращение элементы пропаганды (например, алкогольных напитков, наркотиков и т.д.)?
  • Используются ли в рекламном сообщении методы внушения или лингвистической манипуляции?

Для определения смыслового содержания текстов документов, нормативных актов, договоров и др.:

  • В каком контексте используется термин «…» в пункте … документа «…»?
  • Какова главная идея абзаца … документа «…»?
  • Следует ли из содержания документа «…», что …?
  • Обсуждается ли в документе «…» вопрос …?

При анализе обстоятельств, связанных с угрозой или вымогательством:

  • Содержит ли спорный текст угрозы?
  • Содержатся ли в диалоге утверждения о необходимости передачи чьего-либо имущества, прав на него или выполнения других имущественных операций под угрозой насилия, повреждения или уничтожения имущества?
  • Какова роль участников диалога (кто выступает в роли просителя или требующего, кто занимает подчинённую либо доминирующую позицию)?
  • Есть ли в разговоре требования, угрозы и другие методы вербального давления или насилия?

Для выявления завуалированной информации в устных разговорах и письменных текстах:

  • Обсуждается ли в представленном на анализ диалоге вопрос передачи финансов от одного участника к другому? Каковы словесные намёки на цели этих финансов?
  • Если в диалоге обсуждается передача финансов, кто из участников инициирует эту тему?
  • Каковы роли участников диалога (кто является просителем или требующим, кто занимает зависимую или доминирующую позицию)?
  • Наблюдаются ли в диалоге провокационные речевые действия со стороны одного из участников?
  • Обсуждается ли в разговорах тема совершения действий с наркотическими средствами?
  • Содержит ли текст намёки на формирование у читателя стремления к употреблению наркотиков?
  • Затрагивается ли тема приобретения, передачи, продажи, хранения или транспортировки оружия, его ключевых элементов, боеприпасов, взрывчатых веществ и устройств?
  • Обсуждаются ли в диалоге вопросы кражи (присвоения) или подготовки к краже (присвоению) объектов?
  • Касаются ли разговоры незаконных действий, связанных с финансами, и обсуждается ли вопрос производства, передачи или распространения фальшивых денежных знаков?

В других ситуациях, требующих специальных знаний лингвиста-эксперта:

  • Отражает ли перевод на русский язык «…», представленный для лингвистической экспертизы, содержание и суть оригинала на английском языке «…»?
  • В каком значении используется слово «…» в анализируемом тексте «…»?
  • С точки зрения лингвистики (происхождение и значение), являются ли однозначными имена: «…» и «…»? Соотносятся ли эти имена с категориями народных, литературных, диалектных или просторечных вариантов одного имени?
  • Совпадает ли написание слова «…» в кириллице с его латиницей «…»?
  • Соответствует ли текст «…» критериям общения в рамках официально-делового общения?
  • Какова стратегическая направленность речи в данном высказывании?

Важно! Приведённый список вопросов не исчерпывающий. Перед проведением экспертизы рекомендуется проконсультироваться с экспертом в случае возникновения дополнительных вопросов.

Основание для проведения экспертизы

Экспертиза проводится на основании:
  • договора с юридическим или физическим лицом;
  • судебного определения или постановления;
  • постановления дознавателя или следователя;
  • постановления налогового инспектора;
  • постановления нотариуса;
  • постановления дознавателя таможни;
  • в рамках государственных закупок.

Типы экспертиз

  1. Единоличная — проводится одним экспертом.
  2. Комиссионная — проводится группой экспертов одной специальности. Назначается при сложных случаях и повторном исследовании.
  3. Комплексная — проводится с привлечением экспертов разных специальностей, для установления наиболее точных причин произошедшего.

Основные требования к эксперту

Чтобы гарантировать объективность исследования, эксперт обязан сохранять независимость от сторон, вовлечённых в спор. Если в ходе судебного процесса выявится предвзятость или необъективность эксперта, его участие будет прекращено, а заключение признано недопустимым доказательством по делу, затем будет назначена новая экспертиза.

Эксперт должен обладать высшим образованием в соответствующей области или пройти дополнительную подготовку по экспертной специальности.

Консультация эксперта

На предварительной консультации эксперт уточняет главную цель экспертизы, объясняет возможные выводы и используемые методики экспертизы, а также определяет в договоре объект экспертизы.

Все экспертизы проводятся с учетом принципов всесторонности, объективности и полноты исследований. Эксперты могут выявить недостатки в заключениях, подготовленных другими организациями, и составить критическую рецензию, выделяя методические и процессуальные ошибки в ходе выполнения экспертизы.

Проведение рецензирования

Если суд принял решение на основе необъективной и сомнительной экспертизы, можно заказать рецензирование.

Наши эксперты помогут выявить методические или процессуальные ошибки, если есть сомнения в достоверности выводов, сделанных другой организацией. Результатом станет подготовленное заключение в форме рецензии.

Всякая экспертиза проводится в соответствии с критериями всесторонности исследования, с использованием современных технологий и участием квалифицированных экспертов.

Сколько делается рецензирование?

Обычно эксперт составляет рецензию в течение примерно 5 рабочих дней. Точные сроки мы назовём после изучения материалов.

СТОИМОСТЬ УСЛУГ

Внесудебное исследование
от 10 000 ₽
Судебная экспертиза
от 10 000 ₽
Предварительная консультация эксперта
от 5 000 ₽
Рецензирование экспертного заключения
от 20 000 ₽
Выезд эксперта в пределах г. Москвы
от 5 000 ₽
Выезд эксперта в пределах Московской области
от 10 000 ₽
Выезд эксперта в другие регионы России
от 15 000 ₽