Экспертиза рекламной продукции

Реклама является относительно новой областью социальной коммуникации в России. Являясь многогранным культурным явлением, реклама служит, с одной стороны, источником информации для потребителей, а с другой — оказывает влияние на их сознание. Основная цель рекламы заключается не только в информировании о новых товарах и услугах, но и в содействии покупкам. Для достижения этой цели используются различные методы, среди которых есть и такие, которые могут быть неэтичными или даже незаконными. Эти аспекты делают лингвистическое исследование рекламных материалов актуальным и востребованным.

Передача информации потребителю осуществляется через вербальную форму, то есть с помощью слов. Реклама представляет собой тексты в различных форматах — от голосовых сообщений до печатных материалов. Также важными элементами являются визуальное и звуковое оформление. Однако словесное оформление рекламы порой оказывается несовместимым с законодательством России, что содействует появлению некачественной рекламы и нарушению принципов добросовестной конкуренции.

Современные исследования рекламной продукции становятся все более актуальными в условиях роста политических и «черных» PR-кампаний, что, в свою очередь, увеличивает потребность в услугах лингвистических экспертов. Политические кампании вызывают интерес со стороны конкурентов, оппозиции, избирателей и общественных организаций. Однако информация, предоставляемая избирателям, не всегда бывает достоверной. Цель таких исследований состоит в том, чтобы определить, какую именно информацию передают — позитивную или негативную.

Экспертиза рекламы также имеет значение на этапе разработки названия торговой марки, продукта или компании. Это критически важный шаг для будущей маркетинговой стратегии, особенно в условиях конкурентного или насыщенного рынка.

Эксперты по исследованию рекламы располагают научными методами, которые позволяют оценить смысловые, образные и эмоциональные аспекты слов, что, в свою очередь, способствует успешному продвижению товарного бренда и формированию позитивного имиджа компании.

Разнообразные методы и подходы к исследованию текстов дают возможность лингвисту-эксперту проанализировать рекламную продукцию по следующим критериям:
  • Интерпретация прямого и метафорического значений слов и их контекста;
  • Выявление явного и скрытого смысла слов и контекста;
  • Определение стилистических и языковых норм текста с учетом жанровых особенностей;
  • Прогнозирование реакции потенциальных потребителей на названия брендов и фирм;
  • Оценка маркетинговой эффективности названий;
  • Проверка соответствия текста нормам правописания, грамматики и стилистики;
  • Оценка положительных и отрицательных эффектов текстов, звукового и визуального оформления рекламы;
  • Анализ соответствия рекламы действующему законодательству и корпоративным стандартам;
  • Выявление случаев плагиата или незаконного использования чужих коммерческих наименований.

Какие задачи выполняет эксперт-лингвист при анализе рекламной продукции?

1. Исследование текста и языковых знаков (включая торговую марку, доменное имя и фирменное наименование) осуществляется с учетом следующих факторов:

  • Уникальность, оригинальность, инновационность и индивидуальность;
  • Выявление сходств до степени смешения на основании фонетических, семантических и графических особенностей;
  • Определение значений и их толкование.

2. Определение главного элемента в составном товарном знаке.

Нормативно-правовая база для проведения лингвистической экспертизы рекламной продукции включает:

  • Федеральный закон № 38-ФЗ «О рекламе» от 13 марта 2006 года;
  • Федеральный закон № 95-ФЗ «О политических партиях» от 11 июля 2001 года;
  • Закон «О защите прав потребителей» №2300-1 от 7 февраля 1992 года;
  • Российский рекламный кодекс;
  • Антимонопольное законодательство;
  • Корпоративные документы.

Какие документы необходимо предоставить эксперту для исследования рекламной продукции?

Для проведения экспертизы специалисту требуются следующие материалы:
  • Аудио- и видеозаписи рекламных роликов и выступлений;
  • Публикации в газетах, журналах и интернете;
  • Брошюры, плакаты, листовки, рекламные макеты и другая печатная продукция;
  • Цифровые изображения рекламных щитов;
  • Документы дела, связанные с предметом экспертизы (в случае, если экспертиза осуществляется в рамках арбитражного или уголовного процесса).

Если анализируется аудио- или текстовая часть рекламного материала, требуется детализированная расшифровка, которую проводит специалист-лингвист. Расшифровка должна сопровождаться аудио- или видеозаписью. Для анализа печатного текста предоставляется полное издание, вырезка или четкая копия с полной информацией о материале. При наличии электронной версии текста желательно предоставить также ссылку на онлайн-ресурс.

Особое внимание стоит уделить материалам из интернета. Для анализа статьи достаточно предоставить ссылку на сайт или сделать скриншот. При исследовании текста из блога или чата необходимо предоставить как печатную, так и электронную версию. Важно, что интернет-коммуникации с гиперссылками лучше анализировать в онлайн-режиме.

При изучении веб-сайта требуется предоставить архив на цифровом носителе с указанием даты создания. Эксперт должен иметь возможность проверить объект в онлайн-режиме, так как содержание сайтов может меняться. Специалист в области интернет-технологий должен сохранить информацию и предоставить ее в электронном виде.

Экспертиза рекламной продукции в организации АНО "Эксперт Консалтинг" включает два основных направления:
  • Судебная экспертиза рекламы.
  • Тестирование рекламной продукции.

Для предотвращения негативных последствий и оценки эффективности рекламы рекомендуется проводить предварительное тестирование, чтобы определить ее влияние на когнитивные и ментальные процессы целевой аудитории.

В некоторых случаях необходимо исследование лингвистических аспектов рекламы с акцентом на этику и психологию. В таких ситуациях создается комиссионная экспертиза.

Что подлежит анализу при исследовании рекламной продукции?

  • Наименование продукта, торговой марки и компании.
  • Слоганы.
  • Рекламные тексты.
  • Комбинация вербального и визуального контента.
  • «Бегущая строка».
  • Печатная, телевидение, радио- и интернет-реклама.

Вопросы эксперту

  • Какие характеристики присущи рекламной коммуникации?
  • Относится ли изучаемый текст к рекламе?
  • Какие элементы текста выступают в роли объекта рекламирования? Какое количество рекламируемых предметов представлено?
  • Содержит ли текст (например, листовка, выступление и т.д.) утверждения, которые перекладывают ответственность за действия отдельного человека на целую нацию, религиозную группу или социальный класс?
  • На какие аудитории ориентирован рекламный текст? Присутствуют ли в нем сравнения, и являются ли они адекватными?
  • Содержит ли текст иностранные слова или фразы и влияют ли они на информацию, передаваемую текстом?
  • Какому типу речевой стратегии соответствует анализируемый текст?
  • Имеет ли текст элементы суггестивного воздействия? Включены ли в него элементы интертекстуальности?
  • Как взаимодействуют словесные и визуальные компоненты рекламного текста в плане формирования идеи?
  • Есть ли в тексте признаки стратегии дискредитации?
  • Находятся ли в тексте элементы речевых актов призыва? Как сформулировано содержание этих речевых актов?
  • Насколько выражено негативное отношение к нерекламируемым лицам в тексте? Подвергается ли такая аудитория осуждению в рекламе?

Важно! Приведённый список вопросов не исчерпывающий. Перед проведением экспертизы рекомендуется проконсультироваться с экспертом в случае возникновения дополнительных вопросов.

Основание для проведения экспертизы

Экспертиза проводится на основании:
  • договора с юридическим или физическим лицом;
  • судебного определения или постановления;
  • постановления дознавателя или следователя;
  • постановления налогового инспектора;
  • постановления нотариуса;
  • постановления дознавателя таможни;
  • в рамках государственных закупок.

Типы экспертиз

  1. Единоличная — проводится одним экспертом.
  2. Комиссионная — проводится группой экспертов одной специальности. Назначается при сложных случаях и повторном исследовании.
  3. Комплексная — проводится с привлечением экспертов разных специальностей, для установления наиболее точных причин произошедшего.

Основные требования к эксперту

Чтобы гарантировать объективность исследования, эксперт обязан сохранять независимость от сторон, вовлечённых в спор. Если в ходе судебного процесса выявится предвзятость или необъективность эксперта, его участие будет прекращено, а заключение признано недопустимым доказательством по делу, затем будет назначена новая экспертиза.

Эксперт должен обладать высшим образованием в соответствующей области или пройти дополнительную подготовку по экспертной специальности.

Консультация эксперта

На предварительной консультации эксперт уточняет главную цель экспертизы, объясняет возможные выводы и используемые методики экспертизы, а также определяет в договоре объект экспертизы.

Все экспертизы проводятся с учетом принципов всесторонности, объективности и полноты исследований. Эксперты могут выявить недостатки в заключениях, подготовленных другими организациями, и составить критическую рецензию, выделяя методические и процессуальные ошибки в ходе выполнения экспертизы.

Проведение рецензирования

Если суд принял решение на основе необъективной и сомнительной экспертизы, можно заказать рецензирование.

Наши эксперты помогут выявить методические или процессуальные ошибки, если есть сомнения в достоверности выводов, сделанных другой организацией. Результатом станет подготовленное заключение в форме рецензии.

Всякая экспертиза проводится в соответствии с критериями всесторонности исследования, с использованием современных технологий и участием квалифицированных экспертов.

Сколько делается рецензирование?

Обычно эксперт составляет рецензию в течение примерно 5 рабочих дней. Точные сроки мы назовём после изучения материалов.

СТОИМОСТЬ УСЛУГ

Внесудебное исследование
от 10 000 ₽
Судебная экспертиза
от 10 000 ₽
Предварительная консультация эксперта
от 5 000 ₽
Рецензирование экспертного заключения
от 20 000 ₽
Выезд эксперта в пределах г. Москвы
от 5 000 ₽
Выезд эксперта в пределах Московской области
от 10 000 ₽
Выезд эксперта в другие регионы России
от 15 000 ₽