Экспертиза включает анализ следующих материалов:
- аудио- и видеозаписи разговоров и публичных выступлений;
- публикации в газетах, журналах и Интернете (статьи на сайтах, посты в социальных сетях), рукописи;
- книги, брошюры, плакаты и рекламные материалы;
- изображения граффити, стендов или баннеров;
- материалы дела, относящиеся к объекту исследования.
При анализе устной речи необходимо выполнять буквальную расшифровку, которая также должна выполняться лингвистом. Если расшифровка предоставлена заказчиком, ее следует приложить к аудиозаписи. При анализе печатного текста требуется предлагать полную версию публикации, вырезку или четкую копию с указанием объекта исследования и источника. Если имеется электронная версия издания, можно указать ссылку на ресурс.
Особое внимание нужно уделять материалам из Интернета. В случае статьи необходимо предоставить ссылку или скриншот. При анализе текстов из блогов или чатов следует подготовить как печатные, так и электронные версии, поскольку интернет-коммуникации часто содержат гиперссылки, недоступные для исследования в печатной форме.
При изучении веб-сайтов важно предоставить архивные копии на цифровых носителях с указанием даты создания. Эксперт должен иметь возможность исследовать объект в онлайн-среде, поскольку веб-контент постоянно обновляется. Специалист по интернет-технологиям должен зафиксировать сайт и предоставить электронную версию.
Также в качестве доказательства могут быть использованы SMS-сообщения. При анализе таких сообщений проводится комплексная экспертиза — лингвистическая и компьютерно-техническая для изучения содержания, источника и причин распространения информации на устройстве.