Экспертиза по исключению объектов культурного наследия из реестра
В Российской Федерации, стране с богатым культурным наследием и разнообразием исторических памятников, существует множество объектов культуры и искусства, как мелких, так и крупных, которые требуют особой охраны и внимания. Им необходим четкий порядок использования, а также правила эксплуатации и ухода.

Эти правила фиксируются в едином государственном реестре памятников культуры и истории России, куда вносятся объекты, обладающие художественной, исторической и культурной ценностью. Находясь в реестре, такие объекты подлежат специальным условиям использования, ограничениям и получают защиту от изменений.

Защита включает множество положений, в частности, Федеральный закон № 73 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25 июня 2002 года. Он устанавливает, что различные памятники культуры не могут подвергаться модификациям, перестройкам или использоваться определенным образом, пока они находятся в этом реестре.

Реестр памятников истории и культуры пополняется объектами всех типов – от мелких художественных изделий до крупных архитектурных ансамблей. Решение о включении объекта в государственный реестр принимается на основании государственной (или независимой) историко-культурной экспертизы. Этот же процесс позволяет исключать объекты из реестра, что открывает возможности для их модификации и более широкого использования.

Многих интересует вопрос, как можно вывести объект, в том числе здания и сооружения, из реестра культурных и исторических ценностей.

Извлечение из реестра — это важная процедура, необходимая в различных случаях. Часто она служит попыткой находить цивилизованные пути для модернизации и изменения объектов культурного наследия или исторических памятников. Необходимость в таких действиях может возникать по различным причинам, которые обоснованно ставят под вопрос сохранение памятника под юридической защитой.

Этот вопрос является одним из центральных в экспертной практике. Мы будем обсуждать законные и рациональные причины для исключения памятников культуры из реестра на примерах. Сначала мы осветим основные аспекты извлечения из реестра, функционирование историко-культурной экспертизы, а также расскажем о том, какие услуги в этой сфере предлагает АНО «Эксперт Консалтинг».

Вывод памятников и объектов наследия из реестра для более широкого использования

Обычно инициатива по выводу объекта из реестра связана с желанием обеспечить его более широкое применение, чем то, что разрешено для памятников. "Широкое использование" подразумевает реализацию различных идей, касающихся исторических и культурных объектов. Поскольку эти идеи и мотивации могут различаться, в процессе историко-культурной экспертизы необходимо привлечение не только сертифицированных и опытных, но и внимательных специалистов, способных понять ситуацию в разных аспектах и принять решение, основанное на более глубоком анализе, а не просто на инструкциях или законах.

Существуют два крайних случая:

  • Первый случай — когда объекты выводят из реестра с целью получения коммерческой выгоды или в интересах повышения материального комфорта пользователей;
  • Второй случай — когда объекты намерены вывести из реестра для улучшения их состояния или окружающего пространства, модернизации для повышения комфорта и удобства посещения, реновации при сохранении их культурной и художественной ценности.

Между этими ситуациями есть и такие, где рациональное решение о более активном и бережном использовании памятника соединяется с извлечением выгоды и удобства в повседневной жизни.

Тонкости историко-культурной экспертизы и значение работы с опытными независимыми экспертами

В первом случае списка важно понимать, с каким уважением инициаторы экспертизы намерены относиться к объекту и его характеристикам, которые делают его частью национального или мирового культурного наследия. Даже если объект покинет реестр, он все равно остается частью истории и культуры.

Во многих случаях вывод объектов из государственного реестра может и должен осуществляться по обоюдному согласию сторон. Возможно, этот подход в России еще не достиг достаточного развития, но он должен расти. Заботливое и ответственное обращение обеспеченных людей с памятниками, которые они используют, служит важным фактором в сохранении общественной культуры.

Вы уже можете представить, о каком соглашении при выводе из реестра идет речь. Это ситуация, когда государственная или независимая историко-культурная экспертиза внимательно изучает произошедшее при наличии конкретных предложений от инициатора. В таких случаях инициатор или заказчик экспертизы должны провести исследование предметной области и подготовить предложение для государственного реестра памятников или для историко-культурной экспертизы, в котором изложат свои идеи о более эффективном и рациональном использовании памятника, а также о том, как извлечь от него больше пользы.

Как осуществляется вывод объектов из реестра и другие аспекты историко-культурной экспертизы?

Вывод зданий и сооружений (или их частей и ансамблей) из числа охраняемых культурных объектов происходит в рамках историко-культурной экспертизы, которая может проводиться как государственными, так и частными экспертами. Этот процесс позволяет выполнять следующие операции:

  • Устанавливать и подтверждать факты, которые могут служить основанием для внесения объектов в реестр культурного наследия.
  • Формулировать заключения о возможности исключения из государственного реестра объектов, которые ранее находились под охраной как памятники культурно-исторического наследия.
  • Определять категорию памятников, к которой относится тот или иной объект в зависимости от его историко-культурной значимости и других характеристик.
  • Проверять, насколько проектирование и готовые проекты охранных зон для культурного наследия соответствуют нормам охраны.
  • Анализировать градостроительные регламенты, применяемые при проектировании охранных зон и работе с объектами наследия.

Также, по мере необходимости, государственная или независимая историко-культурная экспертиза может заниматься отнесением некоторых объектов к памятникам как российского, так и всемирного значения, а также к культурному наследию различных народов Российской Федерации.

Эта работа часто является тонкой искусствоведческой задачей, требующей участия опытных специалистов с высокой компетенцией.

Методы для успешного вывода культурно-исторического памятника из реестра

Особое значение имеет сотрудничество с крупной и независимой экспертной группой, работающей по научным, законодательным и рыночным принципам. Обычно рассматриваются два основных типа случаев:

  • Ситуации, когда объект занесен в реестр ошибочно, и инициатор экспертизы готов оказать помощь в проведении исследования для получения соответствующего заключения.
  • Ситуации, когда объект имеет полное право находиться в реестре, но инициатор или заказчик экспертизы имеет предложения и идеи о его выводе из реестра, сохраняя определенные условия охраны.

Обсуждая соглашения между инициаторами и исполнителями историко-культурной экспертизы, стоит отметить, что работа с компетентными и опытными экспертами, внимательно относящимися к каждому случаю, существенно увеличивает ваши шансы на успех. В частности, имеется возможность обосновать экспертизе целесообразность ваших идей, обсудить соображения, получить предварительные консультации и адаптировать свои предложения, что повышает вероятность успешного проведения экспертизы.

Успех вашего начинания по выводу памятника культуры и истории из реестра зависит от ряда параметров вашего предложения:

  • Уровня сохранности, который вы сможет гарантировать памятнику после исключения из реестра.
  • Рациональности ваших предложений по использованию объектов культурно-исторического наследия.
  • Значимости и сохранности памятника, а также особенностей его конструкции, которые могут влиять на возможность внесения изменений в порядок его использования и внешний вид.
  • Характер изменений и идей, которые вы намерены воплотить в охранной зоне памятника или в её использовании, также имеют значение.

Преимущества и возможности сотрудничества с нашей организацией в области культурно-исторической экспертизы

В АНО «Эксперт Консалтинг» мы строго придерживаемся всех законодательных, экспертных и научных норм, касающихся историко-культурной экспертизы. Как и многие другие опытные организации, мы опираемся не только на формулировки федеральных законов, но и на концепции ценности и эффективности охраны культурных памятников, а также на информацию о инициаторах экспертизы.

Мы полностью соблюдаем принципы и регламенты российского законодательства, принимая во внимание изменения в контексте и актуальные реалии. Мы предлагаем предварительные консультации для наших потенциальных клиентов, что позволяет оптимизировать расходы на ваши проекты. Наша команда предоставляет консультации по правильному планированию и оформлению охранных зон, а также по вопросам модификации, дополнения, реконструкции и изменения характеристик объектов, относящихся к культурному наследию.

Если у вас возникают вопросы касательно включения объектов в реестр культурного и исторического значения или их исключения из него, обращайтесь к сотрудникам и экспертам АНО «Эксперт Консалтинг». Мы внимательно проанализируем ваш случай и, если возможно, обеспечим достижение соглашения по вашему запросу, чтобы помочь вам получить необходимое заключение для исключения объектов культурно-исторического наследия из реестра.

Вопросы эксперту

  • Является ли исследуемый объект культурным наследием Российской Федерации?
  • Необходимо ли его включение в единый государственный реестр объектов культурного наследия РФ?
  • Является ли данный объект частью особо ценного культурного наследия РФ?
  • Входит ли он в состав всемирного культурного наследия?
  • Можно ли отнести изучаемое памятное место к категории историко-культурных заповедников?
  • Требует ли данный объект изменения категории историко-культурной значимости?
  • Следует ли исключить исследуемый объект из реестра?
  • Соответствуют ли следующим аспекты требованиям государственной охраны объектов культурного наследия:  проекты охранных зон объекта; режим использования земель; градостроительные регламенты?
  • Есть ли возможность проведения мероприятий по сохранению объекта культурного наследия?
  • Может ли быть восстановлен утерянный объект культурного наследия?ледия?
  • Можно ли восстановить утраченный объект культурного наследия?

Важно! Приведённый список вопросов не исчерпывающий. Перед проведением экспертизы рекомендуется проконсультироваться с экспертом в случае возникновения дополнительных вопросов.
Основание для проведения экспертизы

Экспертиза проводится на основании:

  • договора с юридическим или физическим лицом;
  • судебного определения или постановления;
  • постановления дознавателя или следователя;
  • постановления налогового инспектора;
  • постановления нотариуса;
  • постановления дознавателя таможни;
  • в рамках государственных закупок.

Типы экспертиз

  1. Единоличная — проводится одним экспертом.
  2. Комиссионная — проводится группой экспертов одной специальности. Назначается при сложных случаях и повторном исследовании.
  3. Комплексная — проводится с привлечением экспертов разных специальностей, для установления наиболее точных причин произошедшего.

Основные требования к эксперту

Чтобы гарантировать объективность исследования, эксперт обязан сохранять независимость от сторон, вовлечённых в спор. Если в ходе судебного процесса выявится предвзятость или необъективность эксперта, его участие будет прекращено, а заключение признано недопустимым доказательством по делу, затем будет назначена новая экспертиза.

Эксперт должен обладать высшим образованием в соответствующей области или пройти дополнительную подготовку по экспертной специальности.

Консультация эксперта

На предварительной консультации эксперт уточняет главную цель экспертизы, объясняет возможные выводы и используемые методики экспертизы, а также определяет в договоре объект экспертизы.

Все экспертизы проводятся с учетом принципов всесторонности, объективности и полноты исследований. Эксперты могут выявить недостатки в заключениях, подготовленных другими организациями, и составить критическую рецензию, выделяя методические и процессуальные ошибки в ходе выполнения экспертизы.

Проведение рецензирования

Если суд принял решение на основе необъективной и сомнительной экспертизы, можно заказать рецензирование.

Наши эксперты помогут выявить методические или процессуальные ошибки, если есть сомнения в достоверности выводов, сделанных другой организацией. Результатом станет подготовленное заключение в форме рецензии.

Всякая экспертиза проводится в соответствии с критериями всесторонности исследования, с использованием современных технологий и участием квалифицированных экспертов.

Сколько делается рецензирование?

Обычно эксперт составляет рецензию в течение примерно 5 рабочих дней. Точные сроки мы назовём после изучения материалов.
СТОИМОСТЬ УСЛУГ
Внесудебное исследование
от 10 000 ₽
Судебная экспертиза
от 10 000 ₽
Предварительная консультация эксперта
от 5 000 ₽
Рецензирование экспертного заключения
от 20 000 ₽
Выезд эксперта в пределах г. Москвы
от 5 000 ₽
Выезд эксперта в пределах Московской области
от 10 000 ₽
Выезд эксперта в другие регионы России
от 15 000 ₽
НУЖНА КОНСУЛЬТАЦИЯ?
Отправляя форму, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Вы можете загрузить файл docx, jpg