Экспертиза по изменению категории историко-культурного значения объектов культурного наследия
Объекты культурного наследия Российской Федерации, включенные в единый государственный реестр, делятся на три категории:

  • Объекты культурного наследия федерального значения - это объекты с историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, обладающие особым значением для истории и культуры страны, а также археологические наследия;
  • Объекты культурного наследия регионального значения - эти объекты также имеют историко-архитектурную, художественную, научную и мемориальную ценность, но их значение относится к конкретному субъекту Российской Федерации;
  • Объекты культурного наследия местного (муниципального) значения - объекты, которые имеют историко-архитектурную, художественную, научную и мемориальную ценность и важны для истории и культуры муниципального образования.

Объекты федерального значения могут быть классифицированы как особенно ценные или как объекты мирового культурного наследия.

Для определения категории объекта культурного наследия, а также необходимости изменения этой категории, проводится историко-культурная экспертиза.

Исследуемые объекты

Объекты, имеющие признаки культурного наследия в соответствии со статьей 3 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", включают:

  • Недвижимые объекты и связанные с ними произведения живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, а также объекты науки и техники;
  • Другие предметы материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, которые представляют ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки, техники, эстетики, этнологии, антропологии и социальной культуры, и служат свидетельством эпох и цивилизаций, а также подлинными источниками информации о возникновении и развитии культуры.

Объекты культурного наследия классифицируются следующим образом:

Памятники - это отдельные здания, сооружения и постройки с историческими территориями:

  • Памятники религиозного назначения: церкви, колокольни, часовни, костелы, кирхи, мечети, буддистские храмы, пагоды, синагоги, молельные дома и другие объекты, предназначенные для богослужений, а также мемориальные квартиры, мавзолеи и отдельные захоронения;
  • Произведения монументального искусства;
  • Объекты науки и техники, включая военные;
  • Частично или полностью скрытые в земле или под водой следы человеческой деятельности, включая все движимые предметы, связанные с ними, основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки (в дальнейшем именуемые как объекты археологического наследия).

Ансамбли представляют собой четко определенные группы взаимосвязанных или изолированных памятников, строений и сооружений, расположенные на исторически сложившихся территориях. Они включают следующие категории:

  • Фортификационные, дворцовые, жилые, общественные, административные, торговые, производственные, научные и учебные объекты;
  • Памятники и сооружения религиозного назначения, такие как храмовые комплексы, дацаны, монастыри и подворья, включая фрагменты исторических застроек и планировок поселений, которые могут быть отнесены к градостроительным ансамблям;
  • Произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства, включая сады, парки, скверы и бульвары, а также некрополи.

Достопримечательности — это объекты, созданные человеком или возникшие в результате взаимодействия человека и природы. К ним относятся:

  • Места народного ремесла;
  • Центры исторических поселений или элементы градостроительной структуры;
  • Места памяти, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и этнических групп России, с историческими (включая военные) событиями и жизнью выдающихся личностей;
  • Культурные слои, остатки древних городов, укреплений и поселений;
  • Места проведения религиозных обрядов.

Кроме самих объектов с историко-культурным значением, также проводится экспертиза документов, которые подтверждают изменения в категории историко-культурного значения объектов культурного наследия, включая:

  • Документы, содержащие сведения о значимости объекта с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки, техники, эстетики, этнологии, антропологии и социальной культуры;
  • Фотографические материалы объекта, зафиксированные на момент заключения контракта на проведение экспертизы;
  • Проекты зон охраны для объектов культурного наследия;
  • Копии паспорта объекта культурного наследия;
  • Копии охранного обязательства со стороны собственника или пользователей объекта культурного наследия (соглашения, договора об охране);
  • Копии решений государственных органов о включении объекта культурного наследия в реестр;
  • Копии решений о пределах территории объекта и режимах пользования земельными участками в данных границах от органов государственной власти;
  • Историко-культурные опорные планы или их фрагменты для объектов недвижимости и зон охраны в рамках исторического поселения;
  • Историко-культурные опорные планы или их фрагменты, а также иные документы, подтверждающие предложенные границы историко-культурного заповедника;
  • Проектная документация для осуществления работ по охране объекта культурного наследия;
  • Документы, подтверждающие реставрацию утраченного объекта культурного наследия;
  • Копии документов, удостоверяющих права на объект культурного наследия и/или земельные участки на его территории;
  • Выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, содержащие информацию о зарегистрированных правах на объект культурного наследия и/или земельные участки на его территории;
  • Информация об объекте культурного наследия и земельных участках на его территории, внесенных в государственный кадастр недвижимости (копии соответствующих кадастровых выписок, паспортов, планов территории и справок);
  • Копии технического паспорта объекта культурного наследия и/или его этажных планов с указанием размеров и описанием помещений, выданных организациями, осуществляющими государственный технический учет и/или техническую инвентаризацию объектов капитального строительства;
  • Копии актов органов государственной власти по утверждению границ зон охраны объекта культурного наследия, режимов использования земель и градостроительных норм в пределах этих зон;
  • Информация о зонах охраны объекта культурного наследия и недвижимости в этих зонах, зарегистрированная в государственном кадастре недвижимости (копии необходимых кадастровых выписок, паспортов, планов территории и справок);
  • Схемы расположения земельных участков на кадастровых планах или картах соответствующих территорий;
  • Копии градостроительного плана земельного участка, на котором планируется проводить земляные, строительные, мелиоративные и другие работы;
  • Информация о прекращении существования утраченного объекта культурного наследия, зарегистрированного в государственном кадастре недвижимости, а также акта обследования, составленного в ходе кадастровых работ для подготовки документов, представляемых в орган кадастрового учета для снятия объекта культурного наследия с учета.

Методы исследования

Историко-культурная экспертиза, необходимая для изменения категории историко-культурного значения объектов культурного наследия, осуществляется через анализ предоставленных документов, а также историко-архитектурных, историко-градостроительных, архивных и других необходимых исследований.

Экспертом может выступать как отдельный специалист, так и экспертная комиссия, либо юридическое лицо, в составе которого имеется не менее трех аттестованных экспертов.

Нормативно-правовая база для проведения экспертизы по изменению категории историко-культурного значения объектов культурного наследия

  • Установление категорий историко-культурного значения объектов культурного наследия прописано в главе 4 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
  • Порядок проведения государственной историко-культурной экспертизы регламентируется постановлением Правительства РФ от 15 июля 2009 года № 569.

Вопросы эксперту

  • К какой категории культурных ценностей относится объект, который проходит экспертизу: федеральной, региональной или муниципальной (местной)?
  • Необходимо ли изменять категорию объекта или целесообразнее оставить его в прежнем статусе?
  • Какие факторы могут влиять на решение о необходимости изменения (или неприменения изменений) категории объекта?
  • Имеет ли объект, рассматриваемый в ходе экспертизы, всемирное культурное значение или считается особо ценным?

Важно! Приведённый список вопросов не исчерпывающий. Перед проведением экспертизы рекомендуется проконсультироваться с экспертом в случае возникновения дополнительных вопросов.
Основание для проведения экспертизы

Экспертиза проводится на основании:

  • договора с юридическим или физическим лицом;
  • судебного определения или постановления;
  • постановления дознавателя или следователя;
  • постановления налогового инспектора;
  • постановления нотариуса;
  • постановления дознавателя таможни;
  • в рамках государственных закупок.

Типы экспертиз

  1. Единоличная — проводится одним экспертом.
  2. Комиссионная — проводится группой экспертов одной специальности. Назначается при сложных случаях и повторном исследовании.
  3. Комплексная — проводится с привлечением экспертов разных специальностей, для установления наиболее точных причин произошедшего.

Основные требования к эксперту

Чтобы гарантировать объективность исследования, эксперт обязан сохранять независимость от сторон, вовлечённых в спор. Если в ходе судебного процесса выявится предвзятость или необъективность эксперта, его участие будет прекращено, а заключение признано недопустимым доказательством по делу, затем будет назначена новая экспертиза.

Эксперт должен обладать высшим образованием в соответствующей области или пройти дополнительную подготовку по экспертной специальности.

Консультация эксперта

На предварительной консультации эксперт уточняет главную цель экспертизы, объясняет возможные выводы и используемые методики экспертизы, а также определяет в договоре объект экспертизы.

Все экспертизы проводятся с учетом принципов всесторонности, объективности и полноты исследований. Эксперты могут выявить недостатки в заключениях, подготовленных другими организациями, и составить критическую рецензию, выделяя методические и процессуальные ошибки в ходе выполнения экспертизы.

Проведение рецензирования

Если суд принял решение на основе необъективной и сомнительной экспертизы, можно заказать рецензирование.

Наши эксперты помогут выявить методические или процессуальные ошибки, если есть сомнения в достоверности выводов, сделанных другой организацией. Результатом станет подготовленное заключение в форме рецензии.

Всякая экспертиза проводится в соответствии с критериями всесторонности исследования, с использованием современных технологий и участием квалифицированных экспертов.

Сколько делается рецензирование?

Обычно эксперт составляет рецензию в течение примерно 5 рабочих дней. Точные сроки мы назовём после изучения материалов.
СТОИМОСТЬ УСЛУГ
Внесудебное исследование
от 10 000 ₽
Судебная экспертиза
от 10 000 ₽
Предварительная консультация эксперта
от 5 000 ₽
Рецензирование экспертного заключения
от 20 000 ₽
Выезд эксперта в пределах г. Москвы
от 5 000 ₽
Выезд эксперта в пределах Московской области
от 10 000 ₽
Выезд эксперта в другие регионы России
от 15 000 ₽
НУЖНА КОНСУЛЬТАЦИЯ?
Отправляя форму, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Вы можете загрузить файл docx, jpg