Экспертиза проектов зон охраны объектов культурного наследия

Для обеспечения охраны объектов культурного наследия Российской Федерации, которые внесены в единый государственный реестр, устанавливаются специальные охранные зоны. В этих зонах действует особый режим. Сначала создается проект охранных зон, после чего проводится историко-культурная экспертиза для утверждения или отклонения этого проекта.

Задачи экспертизы проектов охранных зон объектов культурного наследия

  1. Проверка на соответствие проекта требованиям государственной охраны объектов культурного наследия.
  2. Определение и подтверждение географических границ охранных зон.
  3. Установление режима использования земель и градостроительного планирования в охранной зоне, который подразделяется на две категории: обычный и особый.

Режим использования земель и градостроительные нормы в зоне регулирования строительства и хозяйственной деятельности разрабатываются с учетом следующих критериев:
  • ограничение на строительство зданий, необходимое для сохранности объекта культурного наследия, включая параметры, пропорции, материалы использования и цветовые решения;
  • ограничение на восстановление и реконструкцию зданий и их частей, включая установленные параметры, пропорции, материалы и цветовые варианты;
  • сохранение исторически сложившихся границ земельных участков с ограничениями на изменения при землеустроительных работах и разделению участков;
  • обеспечение визуального восприятия объекта культурного наследия в его историко-архитектурном и природном контексте;
  • ограничение видов эксплуатации, необходимых для сохранения объекта культурного наследия, включая запрет или ограничения на установку рекламных конструкций, вывесок, строений и сооружений (временные архитектурные формы, торговые павильоны и т. д.), а также регулирование озеленения;
  • обеспечение пожарной безопасности объекта культурного наследия и его защита от внешних воздействий;
  • поддержание гидрогеологических и экологических условий, необходимых для сохранения объекта;
  • обеспечение сохранности всех ценных исторических архитектурных элементов;
  • другие требования, необходимые для защиты объекта культурного наследия.

Режим использования земель и градостроительные нормы в охраняемом природном ландшафте определяются с учетом следующих требований:
  • ограничение или полное прекращение хозяйственной активности, строительства, капитального ремонта и реконструкции зданий и сооружений с целью сохранить и восстановить связь с объектами культурного наследия природного ландшафта, включая реки, водоёмы, леса и открытые пространства;
  • обеспечение пожарной безопасности охраняемого природного ландшафта и защита его от негативных воздействий;
  • сохранение гидрологических и экологических условий, способствующих охране и восстановлению природного ландшафта;
  • поддержание адекватного соотношения открытых и закрытых пространств в охраняемом ландшафте для создания гармоничного визуального восприятия объекта культурного наследия в его исторической и природной среде;
  • другие требования, направленные на сохранение и восстановление данного природного ландшафта.

Особый режим использования земель и градостроительных норм в охранной зоне устанавливается с учетом следующих условий:
  • запрет на любое строительство, за исключением специальных мероприятий, направленных на охрану и восстановление исторической или природной среды объекта культурного наследия;
  • ограничение капитального ремонта и реконструкции построек, включая параметры, пропорции, материалы, цветовые решения и архитектурные элементы;
  • ограничение хозяйственной деятельности для сохранения объекта культурного наследия, включая контроль над размещением рекламных конструкций, построек, стоянок, временных сооружений и правилами озеленения;
  • обеспечение пожарной безопасности и защита объекта культурного наследия;
  • поддержание необходимых гидрогеологических и экологических условий для сохранения объекта культурного наследия;
  • улучшение благоустройства охранной зоны для популяризации объекта культурного наследия и восстановления его архитектурных и природных характеристик, включая градообразующие элементы;
  • обеспечение визуального соответствия объекта культурного наследия в его природной и исторической обстановке, а также сохранение баланса открытых и закрытых пространств;
  • сохранение исторических границ земельных участков с ограничениями на изменения при землеустроительных работах и разделении участков;
  • другие условия, необходимые для охраны объекта культурного наследия в его историческом и природном контексте.

Объекты исследования

Проекты охранных зон объектов культурного наследия представляют собой документацию в текстовом и картографическом формате, которая включает описание границ проектируемых зон и территорий объектов культурного наследия, находящихся в этих зонах. Также в документацию входят проекты режимов использования земель и градостроительных норм для этих зон. Конкретно это включает:
  • информацию об объекте культурного наследия, включенном в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов России в соответствии с Федеральным законом о объектах культурного наследия;
  • письменные данные и карты (схемы) других объектов культурного наследия, их территорий и зон охраны в пределах проектируемых зон;
  • информацию в текстовом формате и на картах (схемах) об объектах культурного наследия, обнаруженных в проектируемых зонах;
  • данные о визуальном восприятии объекта культурного наследия с основных смотровых точек и обзорных площадок;
  • информацию о местоположении объекта культурного наследия в природном ландшафте в пределах проектируемых зон, включая сочетание различных типов рельефа, водных объектов, почв и растительности;
  • отчет о проведенных историко-культурных исследованиях, включая результаты экспертизы самого объекта культурного наследия и материалы экспертизы проектов на предмет их актуальности;
  • другие материалы, необходимые для обоснования и разработки проекта охранных зон объекта культурного наследия.

Методы исследования

В ходе экспертизы проводятся историко-архитектурные, историко-градостроительные, архивные и археологические исследования. Анализируются данные государственного кадастра недвижимости, а также материалы, необходимые для обоснования проектов зон охраны объектов культурного наследия.

Исследования выполняются опытными экспертами или экспертной комиссией, состоящей из специалистов с минимальным стажем работы 10 лет в данной области.

По завершении исследования формируется экспертное заключение, которое либо утверждает, либо отклоняет проекты зон охраны объектов культурного наследия.

Нормативно-правовая основа для экспертизы проектов зон охраны объектов культурного наследия

  • В соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", объекты культурного наследия в России находятся под защитой государства.
  • Зоны охраны этих объектов регламентируются главой 5 указанного закона, в частности статьями 34-38.
  • Порядок разработки проектов зон охраны объектов культурного наследия и требования к использованию земель и градостроительные нормы в этих зонах устанавливаются Положением о зонах охраны культурного наследия народов РФ, утвержденным Правительством РФ 6 апреля 2008 года.

Вопросы эксперту

  • Соответствует ли проект установленным требованиям государственной охраны объектов культурного наследия?
  • Был ли проект одобрен или отклонен? Если проект был отклонен, какие рекомендации можно дать для доработки следующей версии?
  • Какой режим использования земель и градостроительные нормы необходимо установить в пределах охранной зоны?

Важно! Приведённый список вопросов не исчерпывающий. Перед проведением экспертизы рекомендуется проконсультироваться с экспертом в случае возникновения дополнительных вопросов.

Основание для проведения экспертизы

Экспертиза проводится на основании:
  • договора с юридическим или физическим лицом;
  • судебного определения или постановления;
  • постановления дознавателя или следователя;
  • постановления налогового инспектора;
  • постановления нотариуса;
  • постановления дознавателя таможни;
  • в рамках государственных закупок.

Типы экспертиз

  1. Единоличная — проводится одним экспертом.
  2. Комиссионная — проводится группой экспертов одной специальности. Назначается при сложных случаях и повторном исследовании.
  3. Комплексная — проводится с привлечением экспертов разных специальностей, для установления наиболее точных причин произошедшего.

Основные требования к эксперту

Чтобы гарантировать объективность исследования, эксперт обязан сохранять независимость от сторон, вовлечённых в спор. Если в ходе судебного процесса выявится предвзятость или необъективность эксперта, его участие будет прекращено, а заключение признано недопустимым доказательством по делу, затем будет назначена новая экспертиза.

Эксперт должен обладать высшим образованием в соответствующей области или пройти дополнительную подготовку по экспертной специальности.

Консультация эксперта

На предварительной консультации эксперт уточняет главную цель экспертизы, объясняет возможные выводы и используемые методики экспертизы, а также определяет в договоре объект экспертизы.

Все экспертизы проводятся с учетом принципов всесторонности, объективности и полноты исследований. Эксперты могут выявить недостатки в заключениях, подготовленных другими организациями, и составить критическую рецензию, выделяя методические и процессуальные ошибки в ходе выполнения экспертизы.

Проведение рецензирования

Если суд принял решение на основе необъективной и сомнительной экспертизы, можно заказать рецензирование.

Наши эксперты помогут выявить методические или процессуальные ошибки, если есть сомнения в достоверности выводов, сделанных другой организацией. Результатом станет подготовленное заключение в форме рецензии.

Всякая экспертиза проводится в соответствии с критериями всесторонности исследования, с использованием современных технологий и участием квалифицированных экспертов.

Сколько делается рецензирование?

Обычно эксперт составляет рецензию в течение примерно 5 рабочих дней. Точные сроки мы назовём после изучения материалов.

СТОИМОСТЬ УСЛУГ

Внесудебное исследование
от 10 000 ₽
Судебная экспертиза
от 10 000 ₽
Предварительная консультация эксперта
от 5 000 ₽
Рецензирование экспертного заключения
от 20 000 ₽
Выезд эксперта в пределах г. Москвы
от 5 000 ₽
Выезд эксперта в пределах Московской области
от 10 000 ₽
Выезд эксперта в другие регионы России
от 15 000 ₽