Современные сообщения, представленные в средствах массовой информации, можно охарактеризовать как креолизованные или смешанные тексты. Это означает, что информация, воспринимаемая читателем, включает не только вербальный, но и невербальный компоненты. В печатных средствах массовой информации такие креолизованные сообщения состоят из текста и изображений. Чтобы обеспечить более полное и естественное восприятие, смысловая нагрузка распределяется между элементами сообщения так, чтобы они дополняли друг друга. В качестве изображений могут использоваться фотографии, иллюстрации, символические и иконические элементы, графики, чертежи, таблицы и диаграммы.
Если изображения в сообщении имеют факультативный характер и лишь дополняют вербальный текст, это называется сообщением с неполной креолизацией. В случае, когда лексическая часть полностью зависит от изображения и следует за ним, а само изображение становится обязательным элементом текста, такие сообщения называются полностью креолизованными. Ярким примером полностью креолизованного текста служит печатная реклама, что также встречается в научных публикациях.
Кроме печатных сообщений, современные средства массовой информации, такие как телевидение и интернет, могут включать музыкальные элементы, видеоряд, анимацию, фотопрезентации и прочее. Текстовая часть креолизованного сообщения может быть представлена в виде закадровой озвучки, субтитров, ярких стилизованных надписей и других форматов. Текст, передаваемый голосом или необычными стилями написания, воспринимается вместе с интонациями говорящего, его эмоциональным состоянием, а также с визуальным оформлением и другими характеристиками.
Значительное внимание следует уделить музыкальному сопровождению в сообщении. Многочисленные исследования подтверждают влияние музыки на эмоциональное восприятие аудитории. Музыкальный фоновый элемент креолизованного сообщения может значительно изменить его значение.
Важно заметить, что современные креолизованные сообщения, благодаря комбинации различных элементов, могут создавать новый смысл, который не является простой суммой значений отдельных частей. С этим хорошо знакомы монтажеры, использующие техники, позволяющие зрителю домыслить то, что прямо не содержится в видеоряде. Для выявления таких скрытых смыслов и исключения нежелательной информации, создатели могут проводить экспертизы, направленные на исследование функций визуальных, музыкальных и других компонентов в средствах массовой информации и других формах коммуникации. Эти исследования также позволяют оценить культурную ценность креолизованного сообщения.
Анализ функций визуальных, музыкальных и прочих элементов креолизованного сообщения используется для изучения воздействия каждой составляющей. Такая экспертиза помогает оценить эффективность рекламы и агитации, а также выявить скрытые призывы к экстремизму или разжиганию межнациональной вражды. В этом процессе исследуется влияние сообщения на эмоциональную составляющую аудитории, их убеждения и волевые качества. Проведение экспертизы компонентов, используемых в средствах массовой информации и других коммуникациях, актуально в случаях, когда имеются подозрения на наличие скрытого контента, воздействующего на подсознание и побуждающего к определенным действиям, которое не столь очевидно на первый взгляд.
Основные задачи экспертизы для выявления функций визуальных, музыкальных и других компонентов, используемых в СМИ и различных формах коммуникацииТакое исследование проводится в разных ситуациях, когда необходимо оценить значимость определенного элемента креолизованного сообщения. Выявление функций визуальных, музыкальных и прочих компонентов, применяемых в СМИ и других видах коммуникации, решает следующие задачи:
- Определение роли визуального элемента в креолизованном сообщении.
- Анализ распределения смысловой нагрузки между различными частями креолизованного текста.
- Обнаружение скрытого подтекста в сообщении.
- Оценка влияния музыкальной составляющей на эмоциональное состояние аудитории, воспринимающей текст.
- Изучение изменений в восприятии целевой аудиторией креолизованного сообщения при замене отдельных компонентов. Например, исследование может показать, какое из сообщений лучше дополняет лексическую часть.
- Выявление скрытых призывов к разжиганию межнациональной вражды, экстремистским высказываниям и другим неявным элементам в сообщении, транслируемом в СМИ.
- Определение компонентов сообщения, способствующих умалению деловой репутации, достоинства или чести граждан.
- Выявление фрагментов в креолизованном сообщении, уничижающих определенные группы населения (например, представителей национальных меньшинств или последователей определенных религиозных течений).
- Определение в транслируемом через СМИ сообщении компонентов, которые могут быть охарактеризованы как клеветнические.
Нормативно-правовая основа для проведения экспертизы выявления функций визуальных, музыкальных и других компонентов в СМИ и прочих формах коммуникацииСообщения, размещенные в различных СМИ и других формах коммуникации, должны соответствовать законодательным требованиям Российской Федерации.
Статья 4 Закона о средствах массовой информации, охватывающая телевидение и интернет, запрещает размещение сообщений, подстрекающих к разжиганию социальной или национальной ненависти.
Статья 29 Конституции РФ четко запрещает агитацию и пропаганду нетерпимости и ненависти по социальным, расовым, национальным или религиозным причинам. Она также подчеркивает неприемлемость заявлений, содержащих призывы к превосходству одних национальностей (религий, языков) над другими.
Меры по противодействию любым формам экстремистской деятельности зафиксированы в Федеральном законе № 114-ФЗ, подписанном 25 июля 2002 года.
Статьи 21 и 23 Конституции Российской Федерации отражают позицию государства по поводу клеветы, которая может проявляться в сообщениях, размещаемых в СМИ, и в публичных заявлениях.
Пункт 1 статьи 128 Уголовного кодекса РФ устанавливает ответственность за клеветнические сообщения.
Вопросы эксперту- Какие задачи выполняет изображение, размещенное в сообщении?
- Соответствует ли изображение смыслу текста, который его сопровождает?
- Содержит ли анализируемое сообщение какие-либо экстремистские призывы?
- Обнаружены ли в его содержании признаки клеветы?
- Какова роль музыкального фрагмента, который сопровождает сообщение (например, рекламу или агитационный ролик)?
- Включают ли компоненты исследуемого креолизованного сообщения формулировки, оскорбляющие определенные социальные группы?
- Есть ли в лексическом содержании сообщения скрытые подтексты?
- Как влияет музыкальное сопровождение на восприятие креолизованного сообщения?
- Какие образы и ассоциации вызывает визуальный ряд, представленный в сообщении, у зрителя?
- Каковы функции видеоряда в данном сообщении? Какова роль текстового фрагмента, который сопровождает креолизованное сообщение?
Важно! Приведённый список вопросов не исчерпывающий. Перед проведением экспертизы рекомендуется проконсультироваться с экспертом в случае возникновения дополнительных вопросов.