Экспертиза детско-родительских отношений проводится с обеих сторон. Эксперту необходимо разобраться в истинном отношении родителей к своему ребенку и в обратном отношении ребенка к родителям. В процессе диагностики важно выявить расхождение между идеализированными образами семьи и реальными чувствами. Идеальные представления родителей о своем ребенке и роли в его жизни зачастую формулируются в декларируемых принципах, тогда как истинное отношение становится очевидным только с помощью специальных методик. Аналогично, ребенок может демонстрировать идеальный образ члена семьи, но при этом испытывать совершенно иные эмоции, включая контрастные к описываемым.
Для выяснения истинного отношения родителей к детям активно применяются творческие и проективные методики. Например, родителю может быть предложено написать «Сочинение родителя», где он свободно излагает свои взгляды на ребенка и систему воспитания, а также на семью в целом. Эта методика достаточно сложная, так как требует от родителя значительных усилий и определенного уровня интеллектуального развития, но при этом эффективно оценит ряд аспектов родительского отношения. Еще одна полезная методика – «Закончи предложение», где родителям предложены начала фраз, которые необходимо завершить. К примеру: «Мне нравится, когда мой ребенок...». Эта техника многократно доказывала свою результативность. Успех этого подхода заключается в том, что он ставит человека в определенные рамки. С одной стороны, это ограничивает его формой высказывания, а с другой – помогает убрать заранее подготовленные ответы и дает возможность высказаться о настоящих эмоциях. Удивительно, но необходимость переформулировать свои мысли может подтолкнуть человека быть более открытым, делая акцент на том, что действительно его беспокоит. Этот эффект связан с тем, как мозг строит ложь: декларируемые установки – это по сути обман, на который затрачивается много умственных ресурсов. Переключив усилия мозга на лингвистическую работу, эмоциональный поток освобождается, и в ответах начинают проявляться истинные чувства. Такие задания также помогают взглянуть на ситуацию с другой стороны, что способствует более точному выяснению истины.
Для определения отношения ребенка к родителю или воспитателю широко используются проективные методики, такие как «Рисунок семьи», сказкотерапия, а также методика «Закончи предложение» и другие. Эксперт-психолог по определенным признакам устанавливает истинное отношение ребенка ко взрослому. Однако важно отметить, что проективные методики могут быть неправильно истолкованы или осмыслены не верно. Поэтому особое внимание следует уделить процессу проведения исследования, чтобы обеспечить надежность результатов экспертизы. Например, для предотвращения интерпретаций, основанных на спекуляциях во время анализа результатов проективного теста «Рисунок моей семьи», необходимо строго соблюдать следующие правила:
- четко сформулировать задание;
- убедиться, что смысл задания понятен ребенку, запросив обратную связь;
- детально зафиксировать поведение ребенка во время выполнения задания, включая его позы, уровень комфорта, жесты, мимику и т.д.;
- обязательно записать все комментарии, которые сопровождали выполнение задания;
- задать уточняющие вопросы ребенку после выполнения задания;
- провести беседу с ребенком по итогам выполнения задания.
Эти указания касаются всех методов, используемых в процессе экспертизы. Очевидно, что компетентный специалист играет ключевую роль в таком исследовании, так как результат его работы напрямую влияет на судьбу ребенка.
При проведении экспертизы детско-родительских отношений рассматриваются не только эмоциональные связи между родителями и детьми, но и следующие аспекты:
- глубокий анализ индивидуальных характеристик каждого родителя (или опекуна);
- уровень психологического развития ребенка;
- степень социальной адаптации ребенка и его способность усваивать общепринятые нормы поведения, моральные принципы и нормы приличия;
- наличие признаков социальной дезадаптации у ребенка или родителей;
- уровень привязанности ребенка к каждому из родителей;
- психологическая и социальная готовность родителя (или опекуна) обеспечить комфортную среду для полноценного воспитания ребенка.
Экспертиза детско-родительских отношений осуществляется в спокойной и приятной обстановке, желательно за пределами привычного окружения обследуемых, чтобы создать непринужденную атмосферу и уменьшить (особенно у детей) страх и напряжение, возникающие в привычных условиях.