Экспертиза детско-родительских отношений – это достаточно распространенный вид исследования, который позволяет выявить психологические аспекты взаимодействия внутри семьи между детьми и родителями. Актуальность и популярность этой экспертизы обусловлена большим количеством судебных дел, касающихся будущего детей, их места проживания и выбора родителя или другого лица, с которым ребенок будет жить в дальнейшем.
В настоящее время интерес к ней возрастает в связи с осознанием государством и судебной системой необходимости учитывать не только правовые и материально-экономические аспекты при принятии решений о детях. Для того чтобы максимально защитить интересы ребенка и создать для него условия для благоприятного развития, проводится экспертиза детско-родительских отношений. Порой сложно понять реальную ситуацию в семье, общаясь напрямую с детьми, так как они могут механически воспроизводить идеальные представления о родительских отношениях, полагая это "правильным" ответом. Кроме того, ребенок может быть под давлением одного из родителей и бояться открыться, или же родители могут заранее подготовить его, заставляя запоминать "правильные" ответы. Экспертиза необходима для выяснения, к какому из родителей ребенок испытывает больше доверия и для анализа общей атмосферы в семье.
Проводится данная экспертиза специалистом в области психологии. Закон не устанавливает жестких требований по выбору эксперта, однако недопустимо привлекать психолога или психотерапевта, работающего с этой семьей, поскольку они эмоционально вовлечены в семейные отношения и могут иметь предвзятое мнение. Внешняя перспектива со стороны терапевта может исказить результаты исследования. Для анализа взаимоотношений применяются стандартные психологические и социологические диагностические методы:
- Беседа
- Опрос
- Тесты
- Проективные методы
- Креативные задания
Экспертиза детско-родительских отношений проводится с обеих сторон. Эксперту необходимо разобраться в истинном отношении родителей к своему ребенку и в обратном отношении ребенка к родителям. В процессе диагностики важно выявить расхождение между идеализированными образами семьи и реальными чувствами. Идеальные представления родителей о своем ребенке и роли в его жизни зачастую формулируются в декларируемых принципах, тогда как истинное отношение становится очевидным только с помощью специальных методик. Аналогично, ребенок может демонстрировать идеальный образ члена семьи, но при этом испытывать совершенно иные эмоции, включая контрастные к описываемым.
Для выяснения истинного отношения родителей к детям активно применяются творческие и проективные методики. Например, родителю может быть предложено написать «Сочинение родителя», где он свободно излагает свои взгляды на ребенка и систему воспитания, а также на семью в целом. Эта методика достаточно сложная, так как требует от родителя значительных усилий и определенного уровня интеллектуального развития, но при этом эффективно оценит ряд аспектов родительского отношения. Еще одна полезная методика – «Закончи предложение», где родителям предложены начала фраз, которые необходимо завершить. К примеру: «Мне нравится, когда мой ребенок...». Эта техника многократно доказывала свою результативность. Успех этого подхода заключается в том, что он ставит человека в определенные рамки. С одной стороны, это ограничивает его формой высказывания, а с другой – помогает убрать заранее подготовленные ответы и дает возможность высказаться о настоящих эмоциях. Удивительно, но необходимость переформулировать свои мысли может подтолкнуть человека быть более открытым, делая акцент на том, что действительно его беспокоит. Этот эффект связан с тем, как мозг строит ложь: декларируемые установки – это по сути обман, на который затрачивается много умственных ресурсов. Переключив усилия мозга на лингвистическую работу, эмоциональный поток освобождается, и в ответах начинают проявляться истинные чувства. Такие задания также помогают взглянуть на ситуацию с другой стороны, что способствует более точному выяснению истины.
Для определения отношения ребенка к родителю или воспитателю широко используются проективные методики, такие как «Рисунок семьи», сказкотерапия, а также методика «Закончи предложение» и другие. Эксперт-психолог по определенным признакам устанавливает истинное отношение ребенка ко взрослому. Однако важно отметить, что проективные методики могут быть неправильно истолкованы или осмыслены не верно. Поэтому особое внимание следует уделить процессу проведения исследования, чтобы обеспечить надежность результатов экспертизы. Например, для предотвращения интерпретаций, основанных на спекуляциях во время анализа результатов проективного теста «Рисунок моей семьи», необходимо строго соблюдать следующие правила:
- Четко сформулировать задание.
- Убедиться, что смысл задания понятен ребенку, запросив обратную связь.
- Детально зафиксировать поведение ребенка во время выполнения задания, включая его позы, уровень комфорта, жесты, мимику и т.д.
- Обязательно записать все комментарии, которые сопровождали выполнение задания.
- Задать уточняющие вопросы ребенку после выполнения задания.
- Провести беседу с ребенком по итогам выполнения задания.
Эти указания касаются всех методов, используемых в процессе экспертизы. Очевидно, что компетентный специалист играет ключевую роль в таком исследовании, так как результат его работы напрямую влияет на судьбу ребенка.
При проведении экспертизы детско-родительских отношений рассматриваются не только эмоциональные связи между родителями и детьми, но и следующие аспекты:
- Глубокий анализ индивидуальных характеристик каждого родителя (или опекуна).
- Уровень психологического развития ребенка.
- Степень социальной адаптации ребенка и его способность усваивать общепринятые нормы поведения, моральные принципы и нормы приличия.
- Наличие признаков социальной дезадаптации у ребенка или родителей.
- Уровень привязанности ребенка к каждому из родителей.
- Психологическая и социальная готовность родителя (или опекуна) обеспечить комфортную среду для полноценного воспитания ребенка.
Экспертиза детско-родительских отношений осуществляется в спокойной и приятной обстановке, желательно за пределами привычного окружения обследуемых, чтобы создать непринужденную атмосферу и уменьшить (особенно у детей) страх и напряжение, возникающие в привычных условиях.
Кто может проводить экспертизу детско-родительских отношений?- Индивидуальный эксперт. Экспертизу может провести один специалист в области психологии по запросу суда или по ходатайству одной из сторон. Любое заинтересованное лицо или его представитель имеет право ходатайствовать о назначении экспертизы.
- Комиссия экспертов. В сложных ситуациях прибегают к комиссионному исследованию, когда нужны мнения нескольких специалистов из смежных областей, таких как психология и социология. Комиссия формируется на основе встречных ходатайств о проведении исследования. Если оба родителя или родители и третьи лица настаивают на исследовании, эксперты могут работать в комиссии. При согласовании экспертов составляется общее экспертное заключение. В случае разногласий между экспертами оформляется несколько различных заключений.
- Эксперт или комиссия как часть комплексной экспертизы. В некоторых случаях, помимо психолого-социальной экспертизы детско-родительских отношений, назначаются и другие виды экспертиз (психиатрическая, судебно-медицинская и др.). Эксперт-психолог взаимодействует с другими привлеченными специалистами. Комплексная экспертиза нужна в спорных случаях, связанных с воспитанием детей с психическими или физическими недостатками, подменой детей и психиатрическим освидетельствованием родителей.
В каких случаях проводится экспертиза детско-родительских отношений?- При определении, с кем из родителей должен проживать ребенок после развода.
- При рассмотрении вопроса о лишении родительских прав одного или обоих родителей.
- При установлении, кто будет осуществлять воспитание ребенка среди третьих лиц.
- При запросе одного из родителей о согласии на общение с ребенком.
- Если необходимо запретить контакт между ребенком и другим родителем по просьбе одного из них.
- В случае конфликта между приемными и биологическими родителями относительно воспитания.
- При умышленном или случайном замещении ребенка с привлечением генетической экспертизы.
- При определении уровня психологического и интеллектуального развития ребенка.
- Для оценки готовности родителя (или родителей) к вопросам воспитания ребенка.
- При решении вопроса о совместном проживании ребенка с родителем, лишенным родительских прав.
Нормативно-правовая база при проведении экспертизы детско-родительских отношенийВ статье 31 Гражданского кодекса РФ рассматривается опека над несовершеннолетними, включая воспитательные цели. Опека устанавливается в случае лишения ребенка родителей, отзыва родительских прав, уклонения от воспитательных обязанностей и для защиты прав и интересов детей.
Статья 69 Семейного кодекса РФ определяет условия для лишения родительских прав за пренебрежение, жестокое обращение, нарушение половой неприкосновенности детей, наличие тяжелых форм наркомании или алкоголизма, а также при совершении умышленных преступлений против жизни или здоровья членов семьи.
Статья 71 Семейного кодекса РФ описывает действия после лишения родителей их прав. В соответствии с пунктом 3 статьи 71, вопрос о совместном проживании ребенка с родителем, лишенным родительских прав (или обоих родителей), решается исключительно в судебном порядке.
Вопросы эксперту- Каково отношение ребенка к отцу (матери, воспитателю)?
- Как ребенок воспринимает своего отца (или мать, воспитателя)?
- Какова степень привязанности ребенка к отцу (матери, воспитателю)?
- Насколько сильно ребенок связан с отцом (или матерью, воспитателем)?
- Как можно охарактеризовать отношение родителя к ребенку?
- Каково отношение отца, матери или воспитателя к ребенку: холодное и безразличное, теплое и эмоциональное, заботливое и т.д.?
- Какими личностными качествами обладает отец (мать, воспитатель)?
- Какие качества демонстрирует отец (мать, воспитатель) ребенка?
- Какова основная характеристика личности родителя?
- Что можно сказать о личности родителя в целом?
- Каков уровень психологического развития ребенка?
- На каком этапе психологического развития находится ребенок?
- Какой уровень социальной адаптации демонстрирует ребенок?
- Насколько успешно ребенок адаптирован в социальной среде?
- Как ребенок относится к отцу (матери, воспитателю)?
- Каковы чувства ребенка по отношению к отцу (или матери, воспитателю)?
- Усвоены ли ребенком основные нормы поведения, характерные для его возраста?
- Знает ли ребенок основополагающие нормы поведения для своего возраста?
- Соответствует ли интеллектуальное развитие ребенка его календарному возрасту?
- Соответствует ли уровень интеллекта ребенка его возрасту по календарю?
- Соответствуют ли друг другу календарный и психологический возраст ребенка?
- Есть ли совпадение между календарным и психологическим возрастом ребенка?
- Что можно сказать о развитии личностных качеств ребенка?
- Как обстоят дела с развитием личных качеств ребенка?
- Состоятелен ли отец (мать, воспитатель) в качестве воспитателя ребенка?
- Насколько отец (мать, воспитатель) способен исполнять роль воспитателя для ребенка?
- Какова обстановка психологического комфорта в семье?
- Каково состояние психологического комфорта в семье?
- Какова разница между декларируемым и реальным отношением родителя к ребенку?
- Есть ли различия между тем, что родитель говорит о своих чувствах к ребенку, и его реальными эмоциями?
- Совпадает ли заявленное ребенком намерение жить с отцом (матерью, воспитателем) и истинные желания ребенка?
- Согласуются ли намерения ребенка о совместном проживании с отцом (матерью, воспитателем) с его настоящими желаниями?
- Есть ли факторы во внутрисемейных отношениях, из-за которых ребенок находится в состоянии страха (подавленности, угнетенности)?
- Существуют ли обстоятельства в семье, вызывающие у ребенка страх или подавленность?
- Существуют ли признаки психологического давления на ребенка?
- Присутствует ли психологическое давление на ребенка в семье?
Важно! Приведённый список вопросов не исчерпывающий. Перед проведением экспертизы рекомендуется проконсультироваться с экспертом в случае возникновения дополнительных вопросов.