Нормы допроса несовершеннолетних регулируются следующими статьями Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации:
- Статья 191 содержит специфические правила для опроса несовершеннолетних потерпевших или свидетелей.
- Статья 280 описывает участие педагога в допросе несовершеннолетнего свидетеля или потерпевшего.
- Статья 425 регулирует процедуру допроса несовершеннолетних обвиняемых и подозреваемых.
Эти статьи обязывают присутствие педагога или психолога во время допроса лиц, не достигших шестнадцати лет. Для несовершеннолетних в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет наличие педагога или психолога остаётся на усмотрение следователя. Однако, если опрашиваемый достиг шестнадцатилетнего возраста, но проявляет психические отклонения или задержки в психическом развитии, присутствие этих специалистов обязательно. Психологическое сопровождение допросов направлено как на защиту интересов опрашиваемого, так и следствия. Эксперт-психолог оценит состояние опрашиваемого, его искренность и другие характеристики, важные для установления правды в процессе допроса.
Среди несовершеннолетних, которые могут быть подвергнуты допросу, выделяют следующие категории:
- подозреваемые;
- обвиняемые;
- подсудимые;
- потерпевшие;
- свидетели.
Допрос несовершеннолетних потерпевших и свидетелей может проводиться как на этапе предварительного следствия, так и во время судебных заседаний. При этом доводятся до минимума допросы несовершеннолетних свидетелей, если имеются другие достаточные доказательства, поскольку сам процесс допроса может вызывать значительный стресс и негативно сказываться на психическом состоянии ребенка. Однако некоторые случаи требуют свидетелей, и их свидетельства могут быть единственным основанием для принятия судебного решения. Психологическое сопровождение, осуществляемое квалифицированным экспертом, помогает контролировать психологическое состояние опрашиваемого. Эксперт имеет право прервать допрос, если считает, что это негативно влияет на состояние несовершеннолетнего. Кроме того, в соответствии с упомянутыми статьями Уголовно-процессуального кодекса РФ, психолог, присутствующий на допросе, имеет право задавать вопросы и (при разрешении судьи) высказывать мнение о личности опрашиваемого и качестве предоставленных им данных.
Психологическое сопровождение в процессе судебного разбирательства по делам о детско-родительских отношениях включает:
- выявление психологических особенностей обвиняемого: эмоциональных состояний, уникальных психических характеристик, способности давать показания и участвовать в судебных процедурах, понимания ответственности за свои поступки.
- фиксацию психологических характеристик пострадавших: их способность осмыслить ситуации, в которых они находились, чувство беспомощности, причиненный вред здоровью, возможность участия в судебном процессе.
- диагностику психологических особенностей свидетелей: их способность давать показания и участвовать в судебных действиях.
- экспертизу случаев со смертельным исходом для определения наличия или отсутствия психических расстройств у умершего, которые могли вызвать самоубийство, и причин этого состояния.
Комплексные психолого-лингвистические экспертизы имеют важное значение в делах, касающихся экстремизма, разжигания ненависти или вражды, а также в делах о защите чести, достоинства и деловой репутации. Специализированная поддержка психолога необходима в сложных случаях для оценки влияния различных коммуникативных методов (высказываний, рекламных обращений, публикаций в СМИ и видеоматериалов).