Услуга психологического сопровождения предполагает участие профессионального психолога в ситуациях, когда неподготовленным людям трудно справиться с возникающими обстоятельствами. Также это необходимо, когда требуется длительная динамическая оценка эксперта-психолога. Присутствие психолога имеет особое значение в сложных взаимодействиях, таких как допрос, особенно если речь идет о несовершеннолетних. Наблюдение эксперта-психолога может существенно повысить эффективность допросов несовершеннолетних свидетелей и помочь установить психоэмоциональное состояние несовершеннолетних обвиняемых.
Существуют ситуации, когда необходим постоянный контроль со стороны квалифицированного психолога. Это касается анализа детско-родительских отношений, восстановления после тяжелых травм, реабилитации жертв насилия и террористических актов. Кроме того, в повседневной жизни психологическое сопровождение часто требуется в сложных и нестабильных ситуациях, таких как ведение переговоров, изменения в семейных обстоятельствах (например, развод или беременность), работа над психологическими проблемами и нарушение социализации. Эксперт-психолог способен диагностировать эмоциональное состояние человека, определять его дееспособность и сделкоспособность, а также выявлять личные качества, проявляющиеся в поведении.
Когда необходимо психологическое сопровождение эксперта-психолога?- Допрос несовершеннолетних свидетелей.
- Допрос несовершеннолетних обвиняемых.
- Опрос несовершеннолетних детей в рамках экспертизы детско-родительских отношений, включая их показания в суде.
- Совершение сделок и подписания договоров, если дееспособность одной из сторон вызывает сомнения.
- Проведение деловых переговоров.
- Изменение семейных отношений (например, беременность, развод и др.).
- Реабилитация после тяжелых травматических стрессов.
- Психологическое восстановление жертв домашнего и сексуального насилия.
- Утрата близких.
- Личностные и экзистенциальные кризисы.
Психологическое сопровождение при допросе несовершеннолетнихНормы допроса несовершеннолетних регулируются следующими статьями Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации:
- Статья 191 содержит специфические правила для опроса несовершеннолетних потерпевших или свидетелей.
- Статья 280 описывает участие педагога в допросе несовершеннолетнего свидетеля или потерпевшего.
- Статья 425 регулирует процедуру допроса несовершеннолетних обвиняемых и подозреваемых.
Эти статьи обязывают присутствие педагога или психолога во время допроса лиц, не достигших шестнадцати лет. Для несовершеннолетних в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет наличие педагога или психолога остаётся на усмотрение следователя. Однако, если опрашиваемый достиг шестнадцатилетнего возраста, но проявляет психические отклонения или задержки в психическом развитии, присутствие этих специалистов обязательно. Психологическое сопровождение допросов направлено как на защиту интересов опрашиваемого, так и следствия. Эксперт-психолог оценит состояние опрашиваемого, его искренность и другие характеристики, важные для установления правды в процессе допроса.
Среди несовершеннолетних, которые могут быть подвергнуты допросу, выделяют следующие категории:
- Подозреваемые
- Обвиняемые
- Подсудимые
- Потерпевшие
- Свидетели
Допрос несовершеннолетних потерпевших и свидетелей может проводиться как на этапе предварительного следствия, так и во время судебных заседаний. При этом доводятся до минимума допросы несовершеннолетних свидетелей, если имеются другие достаточные доказательства, поскольку сам процесс допроса может вызывать значительный стресс и негативно сказываться на психическом состоянии ребенка. Однако некоторые случаи требуют свидетелей, и их свидетельства могут быть единственным основанием для принятия судебного решения. Психологическое сопровождение, осуществляемое квалифицированным экспертом, помогает контролировать психологическое состояние опрашиваемого. Эксперт имеет право прервать допрос, если считает, что это негативно влияет на состояние несовершеннолетнего. Кроме того, в соответствии с упомянутыми статьями Уголовно-процессуального кодекса РФ, психолог, присутствующий на допросе, имеет право задавать вопросы и (при разрешении судьи) высказывать мнение о личности опрашиваемого и качестве предоставленных им данных.
Психологическое сопровождение в процессе судебного разбирательства по делам о детско-родительских отношениях включает:
- Выявление психологических особенностей обвиняемого: эмоциональных состояний, уникальных психических характеристик, способности давать показания и участвовать в судебных процедурах, понимания ответственности за свои поступки.
- Фиксацию психологических характеристик пострадавших: их способность осмыслить ситуации, в которых они находились, чувство беспомощности, причиненный вред здоровью, возможность участия в судебном процесссе.
- Диагностику психологических особенностей свидетелей: их способность давать показания и участвовать в судебных действиях.
- Экспертизу случаев со смертельным исходом для определения наличия или отсутствия психических расстройств у умершего, которые могли вызвать самоубийство, и причин этого состояния.
Комплексные психолого-лингвистические экспертизы имеют важное значение в делах, касающихся экстремизма, разжигания ненависти или вражды, а также в делах о защите чести, достоинства и деловой репутации. Специализированная поддержка психолога необходима в сложных случаях для оценки влияния различных коммуникативных методов (высказываний, рекламных обращений, публикаций в СМИ и видеоматериалов).
Психологическое сопровождение при заключении сделок, подписании договоров, контрактов и других документовС каждым годом увеличивается количество юридических процессов, связанных с семейными конфликтами и спорными ситуациями. Эти дела охватывают вопросы о совместном проживании ребенка с одним из родителей после развода, оформлении усыновления и различных формах опеки, а также случаи, связанные с лишением родительских прав и передачей детей под опеку или в специализированные учреждения.
Современное законодательство постепенно отходит от устоявшегося мнения, согласно которому при разводе детей обычно передают на воспитание матери. В то же время требования к родителям, воспитывающим детей, становятся более строгими. К сожалению, количество решений о лишении родительских прав продолжает расти. В настоящее время судебные органы ориентируются на интересы ребенка, и их основной задачей становится создание наиболее комфортных условий для детей. Для этого проводятся экспертизы детско-родительских отношений, которые помогают выявить взаимодействие между ребенком и каждым из родителей или опекунов.
Однако только проведение экспертизы и использование её результатов в суде не всегда достаточно. Наблюдение за поведением ребенка и родителей (или опекунов) во время судебных слушаний позволяет дополнительно уточнить данные экспертизы, выявить истинные отношения в семье и мотивацию действий участников. Услуги психологического сопровождения применяются для определения благополучия детей, отслеживания динамики их общения с родителями или опекунами, а также для подтверждения и уточнения выводов, сделанных в экспертном заключении. Кроме этого, присутствие эксперта-психолога в суде необходимо для оказания поддержки участникам процесса, особенно несовершеннолетним, и помощи в переживании сложных эмоциональных моментов.
Одним из самых актуальных направлений психологического сопровождения является участие эксперта в судебных заседаниях, касающихся вопросов усыновления и различных форм опеки над несовершеннолетними. Процесс передачи детей в новую семью влечет значительные изменения в жизни как для самих детей, так и для взрослых. Психологическое сопровождение в этих случаях помогает решить определенные проблемы и облегчить переход от жизни в раздельных условиях к совместному существованию. В рамках этой работы эксперт-психолог создает индивидуальные профили как усыновителей, так и детей, проводит диагностику, дает консультации и рекомендации.
Психологическое сопровождение при заключении сделок, оформлении договоров и контрактовПри заключении важных сделок стороны должны быть уверены в дееспособности и способности своих контрагентов к ведению сделок. Это необходимо для того, чтобы сделка была признана действительной и не вызывала сомнений или споров в будущем. В случае возникновения сомнений в дееспособности одной из сторон следует провести экспертизу психолога для оценки психологического состояния всех участников. Психолог также может оценить уровень эмоционального напряжения, помочь его снизить и помочь сторонам понимать истинные мотивы, заставляющие их заключить данное соглашение.
Психологическое сопровождение бизнес-процессовУслуга психологического сопровождения оказывается эффективной в бизнесе, облегчая различные процессы, такие как ведение переговоров, интервьюирование кандидатов при найме, внедрение непопулярных управленческих решений и подобные ситуации. Переговоры – важнейшая часть работы любой экономической компании, необходимая для ее функционирования, роста и получения прибыли. В критических ситуациях, когда от успеха переговоров зависит благополучие организации, эмоции, связанные с процессом, могут помешать адекватной защите интересов компании. Психологическое сопровождение в таких случаях способствует более сбалансированному поведению представителей компании и помогает сосредоточиться на интересах фирмы и их грамотном отражении в обсуждаемом соглашении.
Также психологическое сопровождение может быть востребовано при подборе персонала на ключевые должности. Здесь необходимо оценить не только профессиональные навыки, но и личностные характеристики кандидатов, которые определяют их способность справляться с обязанностями. Психологическая поддержка может быть полезна как работодателю, так и соискателю. Работодатель с помощью эксперта получает лучшее представление о кандидате, а соискатель может справиться с волнением, произвести нужное впечатление и задать подходящий тон собеседованию.
В последнее время наблюдается растущая популярность психологического сопровождения во время сокращений и массовых увольнений. Это особенно актуально для крупных компаний, нарушивших свои позиции на рынке и вынужденных применять крайние меры для сохранения ликвидности. Специалисты, работающие в этой области, помогают минимизировать уровень эмоционального дистресса, вызванного увольнениями. Психолог проводит беседы с увольняемыми сотрудниками, направляя их на позитивные аспекты сложившейся ситуации, позволяя им увидеть в ней новые возможности, а не лишь потерю стабильности. Практика показывает, что компании, которые привлекают профессиональных психологов во время сокращений, сталкиваются с меньшим числом исков от уволенных работников.
Психологическое сопровождение в трудных эмоциональных обстоятельствахИзменения в семейной жизни — такие как беременность, развод или утрата близких — могут быть для человека крайне тяжелыми. В таких случаях часто требуется помощь профессионала, чтобы адаптироваться к новым условиям, осознать их плюсы и минусы, разработать план действий и занять новое положение в жизни. Психологическое сопровождение также бывает необходимо тем, кто переживает глубокий личностный кризис. Переосмысление ценностей, разрушение старых стереотипов и поиск новой идентичности — перед такими вызовами многие нуждаются в квалифицированной помощи эксперта-психолога.
Профессиональная поддержка также требуется жертвам домашнего и сексуального насилия, а также тем, кто стал свидетелем террористических актов или иных преступлений. Особенно это актуально, если им предстоит давать показания в суде в роли потерпевших или свидетелей. Свидетельствование о произошедшем на глазах множества людей может вызвать сильный стресс. Тем не менее, это необходимо для обеспечения справедливости в отношении виновных. Психологическое сопровождение помогает пострадавшим справиться с переживаниями и пройти через судебные процедуры.
Высокий уровень навыков и значительный опыт наших психологов позволяет им обеспечивать качественное психологическое сопровождение в самых сложных жизненных ситуациях.
Вопросы экспертуДля оценки дееспособности и сделкоспособности:- Учитывая психологическое состояние лица, проходящего экспертизу, и условия, при которых была осуществлена сделка (необходимо уточнить детали), важно понять, способен ли данный человек полностью осознавать значимость своих действий и возможные юридические последствия.
- Есть ли у экспертизуемого склонности к излишней податливости?
- Какие личные и психологические особенности экспертизуемого оказали влияние на его поведение в рассматриваемом случае?
- Существуют ли доказательства того, что во время совершения сделки экспертизуемый находился в состоянии измененного сознания, что могло повлиять на его способность понимать и контролировать свои действия?
Для исследования детско-родительских отношений (при определении постоянного места жительства ребенка и уровня участия родителей в его воспитании):- Каковы индивидуальные психологические характеристики ребенка и каков его уровень психического развития?
- Каковы личные психологические качества каждого из родителей и как они влияют на эмоциональное состояние и развитие ребенка?
- Каково истинное отношение матери и отца к ребенку? Каковы настоящие чувства ребенка к каждому из родителей (или опекуна)?
- Могут ли психологические особенности одного или обоих родителей (или опекуна) негативно сказаться на психологическом развитии ребенка?
- Существует ли риск, что индивидуальные психологические свойства одного или обоих родителей могут оказать негативное влияние на душевное состояние и психическое развитие ребенка, с учетом его психического развития, а также особенностей родителей, качества их отношений, эмоциональной связи, ценностных ориентаций и стиля воспитания?
Для оценки детско-родительских отношений (в случае усыновления или удочерения): - Каковы индивидуальные психологические и интеллектуальные черты экспертизуемого?
- Каково его текущее отношение к родителям-воспитателям? Как ребенок воспринимает этих родителей?
- Каковы отношения экспертизуемого ребенка с другими детьми в данной семье? В чем выражается их психологическая привязанность? Какова уникальность психологической атмосферы, в которой растет ребенок в этой семье?
- Каковы психологические перспективы жизни ребенка в так называемой "альтернативной" семье?
Для определения факта причинения морального вреда:- У Ф.И.О. наблюдаются ли признаки негативных эмоций (страданий) в результате (обстоятельства)? Если да, то что именно эти признаки представляют собой, какова их глубина, устойчивость и интенсивность?
- Произошли ли изменения в психическом состоянии Ф.И.О. в результате (обстоятельства)? Если да, существует ли причинно-следственная связь между (обстоятельствами) и последующим состоянием Ф.И.О.? Есть ли у него отрицательные последствия в данный момент?
- Какие психологические характеристики присутствуют у Ф.И.О., и как они повлияли на его эмоциональное состояние в контексте (обстоятельства)?
Для проведения психологической экспертизы несовершеннолетних обвиняемых:- Обнаруживаются ли у обследуемого признаки задержки в умственном развитии, не связанные с психическими расстройствами? Если да, то как они проявляются?
Для проведения экспертизы свидетелей и потерпевших:- Учитывая возрастные и индивидуально-психологические особенности обследуемого, а также его психическое состояние и специфику данной ситуации, можно ли утверждать, что субъект экспертизы был способен адекватно воспринимать ситуацию, запоминать детали событий и представлять обоснованные показания?
- Наблюдаются ли у обследуемого признаки повышенной внушаемости? Имеется ли у него склонность к патологическим фантазиям?
Для проведения экспертизы по факту смерти:- Каково было психическое состояние умершего в конце его жизни, могло ли оно способствовать самоубийству?
- Находился ли погибший в конкретном эмоциональном состоянии, которое могло повлиять на его решения в тот момент? Если да, то какие факторы вызвали это состояние?
- Можно ли установить прямую причинно-следственную связь между действиями обвиняемого и поступками лица, покончившего с собой?
Важно! Приведённый список вопросов не исчерпывающий. Перед проведением экспертизы рекомендуется проконсультироваться с экспертом в случае возникновения дополнительных вопросов.