Главной задачей экспертизы несовершеннолетних обвиняемых является оценка способности подростков осознавать и контролировать свои поступки, а также понимать их воздействие на окружающих. Обычно экспертиза проводится для подозреваемых, у которых имеются признаки несоответствия хронологическому возрасту или задержки и нарушения в развитии, не связанные с психическими заболеваниями. Существуют определенные критерии для оценки осознания человеком содержания своих поступков и способности ими управлять.
Подросток полностью понимает смысл своих действий, если:
- корректно интерпретирует собственное поведение;
- осознает цели своих действий и стремлений;
- предвидит прямые и косвенные последствия своих поступков;
- оценивает свои действия с учетом действующего законодательства и доминирующих в обществе моральных норм.
Способность управлять своими действиями проявляется в:
- свободном и разумном выборе целей для будущих действий;
- определении способов достижения этих целей.
Современные теории развития личности утверждают, что полное осознание и контроль своих действий достигается на высоком уровне психической и интеллектуальной зрелости, что служит показателем личностного роста.
Задержки в развитии подростков могут иметь разные причины и проявляться в различных формах. Экспертиза несовершеннолетних внимательно учитывает общие закономерности психического развития, такие как:
- постепенное усложнение психической деятельности;
- изменение структуры когнитивных процессов в направлении углубления и совершенствования;
- формирование более сложных взаимодействий с окружающим миром;
- улучшение практических и умственных навыков;
- эволюция сознания и самосознания.
Важно понимать, что развитие психики ребенка и подростка происходит в постоянном взаимодействии с внешним миром и под его влиянием. Причины задержки развития подростка обязательно рассматриваются в ходе экспертизы.
Экспертиза несовершеннолетних обвиняемых позволяет определить психический возраст подростка. Учёные, занимающиеся вопросами развития, по-разному интерпретируют процессы взросления несовершеннолетнего, выделяя различные этапы, которые могут коррелировать с образовательными уровнями в школах и основаны на различных признаках развития. Однако главная цель эксперта заключается в том, чтобы определить, достиг ли обследуемый уровень психологического состояния, позволяющий ему ставить цели, управлять действиями и осознавать их природу и последствия.
При проведении экспертных действий и в ходе расследования преступлений первоочередной задачей является защита прав несовершеннолетних со стороны судебных и следственных органов.