Историко-культурная экспертиза проводится с целью определения статуса объекта как элемента культурного наследия Российской Федерации. Если статус подтверждается, объект заносится в единый государственный реестр, и его использование становится подвержено строгим ограничениям. Объект культурного наследия должен сохраняться в своем оригинальном состоянии и получать соответствующий уход. Для осуществления любых проектных, землеустроительных, строительных, мелиоративных и других действий на территории объекта или на земельной площадке, где он находится, требуется разрешение от органов исполнительной власти.
Инициаторами проведения историко-культурной экспертизы могут выступать государственные структуры, органы местного самоуправления, а также юридические и физические лица, выступающие в роли заказчиков.
Основные цели историко-культурной экспертизыК задачам государственной историко-культурной экспертизы относятся:
- Обоснование для внесения объекта культурного наследия в реестр;
- Определение категории историко-культурного значения объекта;
- Подготовка оснований для изменения этой категории или исключения объекта из реестра;
- Проверка соответствия проектов зон охраны и градостроительных регламентов условиям защиты объектов культурного наследия;
- Классификация объекта как значимого для культурного наследия народов Российской Федерации или как части всемирного культурного наследия.
Что представляет собой объект историко-культурной экспертизы?Согласно статье 30 закона, объектами историко-культурной экспертизы являются:
- Объекты, обладающие признаками культурного наследия в соответствии со статьей 3 закона;
- Земельные участки, предназначенные для разработки;
- Документы, подтверждающие необходимость внесения или исключения объектов культурного наследия из реестра, а также изменения их категории историко-культурного значения;
- Документы, обосновывающие отнесение объекта культурного наследия к категории историко-культурных заповедников, особо ценных объектов или объектов всемирного наследия;
- Проекты зон охраны объектов культурного наследия.
В статье 3 закона подробно указано, что к объектам культурного наследия относятся недвижимые памятники, произведения искусства, научные и технические объекты, а также другие материальные ценности, имеющие значение в исследованиях истории, археологии, архитектуры и других областях, служащие свидетельством прошедших эпох и цивилизаций, и являющиеся источниками информации о культуре.
Виды объектов культурного наследия в соответствии с закономПамятники представляют собой отдельные здания, сооружения и постройки, находящиеся на исторически оформленных территориях.
К памятникам религиозного назначения относятся церкви, колокольни, часовни, костелы, кирхи, мечети, буддистские храмы, пагоды, синагоги, молельные дома и другие сооружения, предназначенные для религиозных обрядов, а также мемориальные квартиры, мавзолеи и отдельные захоронения. Также сюда включаются произведения монументального искусства, объекты науки и техники, а также военные сооружения. Дополнительно рассматриваются следы человеческой деятельности, частично или полностью скрытые под землей или водой, информация о которых в основном поступает из археологических раскопок и находок.
Ансамбли представляют собой искусственно формированные группы памятников и сооружений, находящиеся на исторически сложившихся территориях и включающие строения различных назначений, таких как фортификационные, дворцовые, жилые, общественные, административные, торговые, производственные и учебные. К ансамблям также относятся храмовые комплексы, дацаны, монастыри, подворья, а также элементы исторической планировки. В эту категорию входят и произведения ландшафтной архитектуры — сады, парки, скверы, бульвары и некрополи.
К достопримечательным местам относятся как творения человеческих рук, так и результаты взаимодействия человека с природой. Сюда входят места народных художественных промыслов, центры исторических поселений или их фрагменты, а также памятные места и культурные природные ландшафты, связанные с историей народов и важными событиями. К этой группе относятся культурные слои, остатки древних сооружений и места проведения религиозных ритуалов.
Согласно статье 4 закона, объекты культурного наследия делятся на объекты федерального значения, имеющие общероссийскую ценность, включая археологическое наследие; объекты регионального значения, значимые для культуры конкретного региона; и объекты муниципального значения, важные для местной истории и культуры.
Основные методы историко-культурной экспертизыМетоды исследования объектов включают анализ предоставленных документов, а также проведение историко-архитектурных, историко-градостроительных, архивных и других исследований, осуществляемых как отдельными экспертами, так и экспертными комиссиями, состоящими более чем из трех человек под председательством руководителя.
В качестве экспертов привлекаются лица, обладающие научными знаниями и практическим опытом в данной области не менее десяти лет. Квалификация экспертов подтверждается аттестацией.
По завершении анализа составляется экспертное заключение, которое передается заказчику.
Нормативно-правовая база для проведения историко-культурных экспертизИсторико-культурная экспертиза проводится в соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", который регламентирует данные процедуры в главе 5. Объекты культурного наследия заносятся в единый государственный реестр на основании статьи 15 этого закона. Статья 52 определяет объекты культурного наследия и соответствующие земельные или водные участки, а статья 53 описывает ограничения на использование этих объектов и их территорий.
Вопросы эксперту- Является ли рассматриваемый объект частью культурного наследия Российской Федерации?
- Нужен ли его учет в едином государственном реестре объектов культурного наследия РФ?
- Относится ли данный объект к категории особо ценного культурного наследия Российской Федерации?
- Является ли он élémentом всемирного культурного наследия?
- Можно ли классифицировать исследуемое достопримечательное место как историко-культурный заповедник?
- Требуется ли изменение категории историко-культурной значимости данного объекта культурного наследия?
- Следует ли исключить исследуемый объект из реестра?
- Соответствуют ли следующим аспектам государственного охрана объектов культурного наследия: проекты зон охраны объекта? режим использования земель? градостроительные нормы?
- Возможны ли мероприятия для сохранения объекта культурного наследия?
- Можно ли восстановить утраченный объект культурного наследия?
Важно! Приведённый список вопросов не исчерпывающий. Перед проведением экспертизы рекомендуется проконсультироваться с экспертом в случае возникновения дополнительных вопросов.