Независимые историко-культурные экспертизы
Историко-культурная экспертиза проводится с целью определения статуса объекта как элемента культурного наследия Российской Федерации. Если статус подтверждается, объект заносится в единый государственный реестр, и его использование становится подвержено строгим ограничениям. Объект культурного наследия должен сохраняться в своем оригинальном состоянии и получать соответствующий уход. Для осуществления любых проектных, землеустроительных, строительных, мелиоративных и других действий на территории объекта или на земельной площадке, где он находится, требуется разрешение от органов исполнительной власти.

Инициаторами проведения историко-культурной экспертизы могут выступать государственные структуры, органы местного самоуправления, а также юридические и физические лица, выступающие в роли заказчиков.

Основные цели историко-культурной экспертизы

К задачам государственной историко-культурной экспертизы относятся:

  • Обоснование для внесения объекта культурного наследия в реестр;
  • Определение категории историко-культурного значения объекта;
  • Подготовка оснований для изменения этой категории или исключения объекта из реестра;
  • Проверка соответствия проектов зон охраны и градостроительных регламентов условиям защиты объектов культурного наследия;
  • Классификация объекта как значимого для культурного наследия народов Российской Федерации или как части всемирного культурного наследия.

Что представляет собой объект историко-культурной экспертизы?

Согласно статье 30 закона, объектами историко-культурной экспертизы являются:

  • Объекты, обладающие признаками культурного наследия в соответствии со статьей 3 закона;
  • Земельные участки, предназначенные для разработки;
  • Документы, подтверждающие необходимость внесения или исключения объектов культурного наследия из реестра, а также изменения их категории историко-культурного значения;
  • Документы, обосновывающие отнесение объекта культурного наследия к категории историко-культурных заповедников, особо ценных объектов или объектов всемирного наследия;
  • Проекты зон охраны объектов культурного наследия.

В статье 3 закона подробно указано, что к объектам культурного наследия относятся недвижимые памятники, произведения искусства, научные и технические объекты, а также другие материальные ценности, имеющие значение в исследованиях истории, археологии, архитектуры и других областях, служащие свидетельством прошедших эпох и цивилизаций, и являющиеся источниками информации о культуре.

Виды объектов культурного наследия в соответствии с законом

Памятники представляют собой отдельные здания, сооружения и постройки, находящиеся на исторически оформленных территориях.

К памятникам религиозного назначения относятся церкви, колокольни, часовни, костелы, кирхи, мечети, буддистские храмы, пагоды, синагоги, молельные дома и другие сооружения, предназначенные для религиозных обрядов, а также мемориальные квартиры, мавзолеи и отдельные захоронения. Также сюда включаются произведения монументального искусства, объекты науки и техники, а также военные сооружения. Дополнительно рассматриваются следы человеческой деятельности, частично или полностью скрытые под землей или водой, информация о которых в основном поступает из археологических раскопок и находок.

Ансамбли представляют собой искусственно формированные группы памятников и сооружений, находящиеся на исторически сложившихся территориях и включающие строения различных назначений, таких как фортификационные, дворцовые, жилые, общественные, административные, торговые, производственные и учебные. К ансамблям также относятся храмовые комплексы, дацаны, монастыри, подворья, а также элементы исторической планировки. В эту категорию входят и произведения ландшафтной архитектуры — сады, парки, скверы, бульвары и некрополи.

К достопримечательным местам относятся как творения человеческих рук, так и результаты взаимодействия человека с природой. Сюда входят места народных художественных промыслов, центры исторических поселений или их фрагменты, а также памятные места и культурные природные ландшафты, связанные с историей народов и важными событиями. К этой группе относятся культурные слои, остатки древних сооружений и места проведения религиозных ритуалов.

Согласно статье 4 закона, объекты культурного наследия делятся на объекты федерального значения, имеющие общероссийскую ценность, включая археологическое наследие; объекты регионального значения, значимые для культуры конкретного региона; и объекты муниципального значения, важные для местной истории и культуры.

Основные методы историко-культурной экспертизы

Методы исследования объектов включают анализ предоставленных документов, а также проведение историко-архитектурных, историко-градостроительных, архивных и других исследований, осуществляемых как отдельными экспертами, так и экспертными комиссиями, состоящими более чем из трех человек под председательством руководителя.

В качестве экспертов привлекаются лица, обладающие научными знаниями и практическим опытом в данной области не менее десяти лет. Квалификация экспертов подтверждается аттестацией.

По завершении анализа составляется экспертное заключение, которое передается заказчику.

Нормативно-правовая база для проведения историко-культурных экспертиз

Историко-культурная экспертиза проводится в соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", который регламентирует данные процедуры в главе 5. Объекты культурного наследия заносятся в единый государственный реестр на основании статьи 15 этого закона. Статья 52 определяет объекты культурного наследия и соответствующие земельные или водные участки, а статья 53 описывает ограничения на использование этих объектов и их территорий.

Вопросы эксперту

  • Является ли рассматриваемый объект частью культурного наследия Российской Федерации? 
  • Нужен ли его учет в едином государственном реестре объектов культурного наследия РФ?
  • Относится ли данный объект к категории особо ценного культурного наследия Российской Федерации?
  • Является ли он élémentом всемирного культурного наследия?
  • Можно ли классифицировать исследуемое достопримечательное место как историко-культурный заповедник?
  • Требуется ли изменение категории историко-культурной значимости данного объекта культурного наследия?
  • Следует ли исключить исследуемый объект из реестра?
  • Соответствуют ли следующим аспектам государственного охрана объектов культурного наследия: проекты зон охраны объекта?  режим использования земель?  градостроительные нормы?
  • Возможны ли мероприятия для сохранения объекта культурного наследия?
  • Можно ли восстановить утраченный объект культурного наследия?

Важно! Приведённый список вопросов не исчерпывающий. Перед проведением экспертизы рекомендуется проконсультироваться с экспертом в случае возникновения дополнительных вопросов.
Основание для проведения экспертизы

Экспертиза проводится на основании:

  • договора с юридическим или физическим лицом;
  • судебного определения или постановления;
  • постановления дознавателя или следователя;
  • постановления налогового инспектора;
  • постановления нотариуса;
  • постановления дознавателя таможни;
  • в рамках государственных закупок.

Типы экспертиз

  1. Единоличная — проводится одним экспертом.
  2. Комиссионная — проводится группой экспертов одной специальности. Назначается при сложных случаях и повторном исследовании.
  3. Комплексная — проводится с привлечением экспертов разных специальностей, для установления наиболее точных причин произошедшего.

Основные требования к эксперту

Чтобы гарантировать объективность исследования, эксперт обязан сохранять независимость от сторон, вовлечённых в спор. Если в ходе судебного процесса выявится предвзятость или необъективность эксперта, его участие будет прекращено, а заключение признано недопустимым доказательством по делу, затем будет назначена новая экспертиза.

Эксперт должен обладать высшим образованием в соответствующей области или пройти дополнительную подготовку по экспертной специальности.

Консультация эксперта

На предварительной консультации эксперт уточняет главную цель экспертизы, объясняет возможные выводы и используемые методики экспертизы, а также определяет в договоре объект экспертизы.

Все экспертизы проводятся с учетом принципов всесторонности, объективности и полноты исследований. Эксперты могут выявить недостатки в заключениях, подготовленных другими организациями, и составить критическую рецензию, выделяя методические и процессуальные ошибки в ходе выполнения экспертизы.

Проведение рецензирования

Если суд принял решение на основе необъективной и сомнительной экспертизы, можно заказать рецензирование.

Наши эксперты помогут выявить методические или процессуальные ошибки, если есть сомнения в достоверности выводов, сделанных другой организацией. Результатом станет подготовленное заключение в форме рецензии.

Всякая экспертиза проводится в соответствии с критериями всесторонности исследования, с использованием современных технологий и участием квалифицированных экспертов.

Сколько делается рецензирование?

Обычно эксперт составляет рецензию в течение примерно 5 рабочих дней. Точные сроки мы назовём после изучения материалов.
СТОИМОСТЬ УСЛУГ
Внесудебное исследование
от 10 000 ₽
Судебная экспертиза
от 10 000 ₽
Предварительная консультация эксперта
от 5 000 ₽
Рецензирование экспертного заключения
от 20 000 ₽
Выезд эксперта в пределах г. Москвы
от 5 000 ₽
Выезд эксперта в пределах Московской области
от 10 000 ₽
Выезд эксперта в другие регионы России
от 15 000 ₽
НУЖНА КОНСУЛЬТАЦИЯ?
Отправляя форму, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Вы можете загрузить файл docx, jpg